Электрокары не спасут США от "топливного апокалипсиса"

Электрокары не спасут США от "топливного апокалипсиса"
Фото: Shutterstock.com

Соединенным Штатам угрожает масштабный топливный кризис, заявил в эфире Fox News глава центра энергетического анализа OPIS Том Клоза. По его словам, цены на бензин могут достичь "апокалиптических уровней", если летние ураганы в Штатах в июле-августе поставят под угрозу деятельность нефтеперерабатывающих предприятий. Но даже если этого не произойдет, по прогнозам Клозы, цена галлона (3,78 литра) бензина будет выше $5.

На фоне роста топливных цен в США увеличивается спрос на электромобили, однако и здесь потребителей может поджидать неприятный сюрприз, пишет The Wall Street Journal. Дело в том, что американские автопроизводители повышают цены на электрокары, чтобы компенсировать подорожание компонентов для аккумуляторов (литий, никель и кобальт выросли в цене почти в два раза).

Так, General Motors на прошлой неделе увеличила ценник электропикапа GMC Hummer на $6,25 тыс., и теперь цена электромобиля находится в диапазоне $85-105 тыс. Tesla с начала года уже трижды поднимала цену на Model Y SUV версии Performance. В общей сложности стоимость выросла на 9%, до $69,9 тыс.

В целом, в мае средние цены на электромобили в Штатах выросли год к году на 22% и составили порядка $54 тыс. При этом автомобили, работающие на двигателях внутреннего сгорания, подорожали в среднем на 14%, до $44,4 тыс.

Консалтинговая компания AlixPartners LLP подсчитала, что за два последних года стоимость разработки электромобилей удвоилась. Предполагается, что до 2026 года автопроизводители инвестируют порядка $526 млрд в переход на электромобили, однако рост цен на сырье может осложнить этот процесс.

"Развитие рынка электромобилей натыкается на не разрешенную пока проблему безопасной утилизации литиевых аккумуляторов, — рассказал ИнфоТЭК руководитель фонда "Центрум" Алексей Мухин. — Срок службы литиевых батарей, в среднем, три года, и как их утилизировать безопасно с экологической точки зрения крупные компании пока так и не придумали. Таким образом, развитие электромобильной отрасли напрямую противоречит принципам "зеленой" экономики".

Поэтому, по словам эксперта, пока будет продолжаться рост стоимости комплектующих, и пока не научатся утилизировать батареи, взрывного роста на американском рынке электрокаров не будет. Либо придется полностью отказаться от "зеленых" планов, что означает отказ от колоссальных финансовых вложений, которые уже были сделаны, и которые делаются сейчас. Либо возвращаться к традиционному топливу, сделав его экологически чище.

"Нужно повышать экологичность производства, увеличивать выпуск высокооктановых бензинов, — говорит Мухин. — Однако и это невозможно из-за санкций, так как банально не хватает сырья (США, являющиеся нетто-экспортером нефти, ранее ввели запрет на ввоз нефти из РФ — ред.). Санкции деформируют экономику и делают невозможным ее поступательное развитие".