Эксперт: корректировка топливного демпфера может означать постепенное устаревание этого механизма

Эксперт: корректировка топливного демпфера может означать постепенное устаревание этого механизма
Фото: М.Стулов

Госдума во вторник приняла в третьем чтении законопроект, который позволит учитывать в течение последних четырех месяцев 2022 года скидку на российскую нефть Urals на мировых рынках при расчете топливного демпфера для бензина. Замминистра Минфина Алексей Сазанов говорил журналистам, что бюджет России за этот период получит около 100 млрд, а также не исключил, что корректировка будет продлена на 2023 год.

Демпфирующий механизм был придуман в 2018 году, что регулировать топливный рынок РФ. Если экспортная стоимость бензина и дизельного топлива превышает установленные в его формуле внутренние цены, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Объем выплат по демпферу зависит в том числе от цены нефти. Чем она выше — тем больше получают компании. Поэтому принятый в законопроекте учет размера дисконта на российскую нефть приведет к уменьшению размера выплат.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики, эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов заметил, что такой корректировкой финансово-экономический блок России скорее всего решил, что механизм возврата налогов по демпферу "несуществен и больше не играет роли в ценообразовании на внутреннем рынке".

По его словам, механизм работы демпфера в настоящее время устарел, так как он принимался в условиях, когда ценообразование в России на моторное топливо происходило под сильным влиянием внешних площадок, прежде всего, в Западной Европе. "Демпфер принимался именно для парирования рисков влияния их рынков — на наш", — подчеркнул эксперт.

Заявления о возможности продления корректировки демпфера, которое подразумевает снижение поддержки российской нефтепереработки, означает, что Россия верит в заявления европейских партнеров о прекращении покупки российских нефтепродуктов, считает Фролов.

"Не нужно забывать, что будет происходить все большее смещение поставок нефтепродуктов на восточное направление. Это будет означать, что на наш рынок все больше будут влиять восточные рынки при их специфическом ценообразовании. Например, в Китае каждые две недели пересматривают цену с учетом средних котировок", — сказал эксперт.

Что касается эффекта для нефтяников от увеличения налоговой нагрузки на 100 млрд рублей в 2022 году, то Фролов заметил, что эта сумма не представляет существенной проблемы для отрасли, так как финансовые результаты и так скорее всего будут лучше рекордного по чистой прибыли 2021 года.

Агентство "Петромаркет" в свою очередь также утверждает в своем сегодняшнем отчете, что маржинальность российской нефтепереработки находится на высочайшем уровне. Эти индексы для заводов со сложной переработкой составили более 21 тыс. рублей за тонну и порядка 5 тыс. рублей за тонну для простого НПЗ.

"Это более чем в 2,6 раза выше февральских (на 22 февраля) значений индексов для бензинового и дизельного НПЗ и в 4 раза выше для простого завода. Наиболее весомый вклад в чистую маржу нефтепереработки внесли государственные субсидии, в особенности демпфирующая надбавка", — сказано в исследовании.

"Было бы замечательно, если бы финансово-экономический блок правительства, принимая решения о корректировке, понимал риски, которые возникают для внутреннего рынка из-за перехода на азиатские рынки, чтобы их парировать. Да, тогда это будет уже не демпфер, это будет уже какой-то другой механизм, но тем не менее его нужно готовить заранее, а не принимать в аврале, как это было в 2018 году", — подчеркнул Фролов.