Эксперт: запрет экспорта бензина подстрахует стабильность рынка топлива
Правительство России запретило экспорт бензина с 1 марта. Ограничение будет действовать полгода, в течение всего весенне-летнего периода: во время летних отпусков, сельскохозяйственных работ и ремонтов НПЗ, когда спрос на топливо находится на максимальных уровнях, а производство сокращается.
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов заметил, что для правительства принятое решение является гарантией стабильности рынка, хотя сейчас и нет острой необходимости в таких мерах.
"Технически нужды в запрете на экспорт автобензинов нет. Но он даст гарантию, что все объемы, которые шли на экспорт развернутся на внутренний рынок. Главный риск сейчас — это затоваривание. Но этот риск на порядок (то есть в десять раз) в силу производимых объемов ниже, чем был осенью 2023 года, когда действовал запрет на экспорт дизельного топлива", — сказал он.
Эксперт напомнил, что в ноябре прошлого года правительство решило отметить временный запрет экспорта бензина и дизеля, чтобы парировать риски для отрасли. "В текущей ситуации запрет можно будет частично снять, если для НПЗ возникнут угрозы", – заметил он.
Фролов отметил, что на текущий момент производство бензина в России примерно на 10-12% превосходит объем внутреннего спроса. При этом рынок оставался стабильным даже тогда, когда несколько НПЗ с начала года были вынуждены уйти на внеплановые ремонты. Это произошло из-за перераспределения поставок с внешнего на внутренний рынки.
О стабильности рынка в конце января говорил и министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Он отмечал, что новые меры, в том числе запрет экспорта топлива уже не нужны, так как рынок стабилен.
При этом стоимость топлива на бирже постепенно растет, цены на АЗС при этом остаются стабильными, не увеличиваясь даже на уровень инфляции. Так, на бирже только за прошлую неделю бензин Аи-92 подорожал на 5,6% по сравнению с 16 февраля, Аи-95 – на 6,7%, летний дизель – на 4,2%, межсезонный – на 5,9%, зимний – на 3,6%. На АЗС же было зафиксировано небольшое снижение.
Фролов заметил, что рост котировок на бирже не выходит за опасные для российского потребителя уровни, однако это увеличение идет в период сезонного падения спроса. Это вызывает у участников рынка опасения, которые приводят к дополнительному спросу.
Эксперт также объяснил почему правительство не приняло решения о запрете экспорта дизеля. Дело в том, что его производство в два раза превосходит внутренний спрос, поэтому внеплановые ремонты не могли даже теоретически снизить надежность поставок. "Но, учитывая рост котировок дизельного топлива (примерно на 7 тыс. рублей за тонну) с начала февраля, полностью исключать введение запрета и на этот вид топлива не стоит", – добавил эксперт.