Эксперт Белогорьев: Россия, ЕС и Украина не заинтересованы в остановке транзита газа после 2024 года

Эксперт Белогорьев: Россия, ЕС и Украина не заинтересованы в остановке транзита газа после 2024 года
Фото: REUTERS / Maxim Shemetov

Вопрос транзита российского газа по территории Украины после 2024 года, когда истекает пятилетний контракт "Газпрома" и "Нафтогаза", в последнее время все чаще поднимается в информационном поле. Чиновники из Киева уже заявляли, что не хотят его продлевать, а еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон накануне сообщила, что ЕС не заинтересован в продолжении поставок.

При этом власти Словакии и Австрии уже начинают бить тревогу по этому вопросу. Премьер Словакии Роберт Фицо уже даже заявлял, что договорился с Украиной о продолжении поставок, однако украинская сторона его слова тут же опровергла. Что касается чиновников из Вены, то ответственный за энергетику министр в Австрии Леоноре Гевесслер недавно заявила, что страна почти полностью (на 98%) зависит от российского газа, но хочет отказаться от поставок.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев @IEFnotes считает, что стороны, скорее всего, лукавят, заявляя о нежелании продлить транзит после 2024 года. В этом заинтересованы все стороны: Россия, Украина и Европа, особенно Австрия, Словакия, Венгрия и частично Италия.

Другой вопрос, что продлевать пятилетний контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом" никто не хочет, стороны будут искать другие способы сохранить транзит.

Эксперт напомнил, что именно Еврокомиссия была инициатором заключения пятилетнего контракта на транзит в 2019 году, тогда как российская сторона изначально не хотела его подписывать, а была нацелена заменить украинский маршрут "Турецким потоком" и другими газопроводами.

"По меньшей мере две страны ЕС, это Словакия и Австрия, не смогут обойтись без российского газа как минимум в ближайшие 3 года, в 2025-2026 годах точно и под большим вопросом – в 2027 году. Австрия заявляла о планах остановить поставки только в 2027 году, у Словакии примерно такие же цели, но даты не назывались", – сказал Белогорьев.

Он заметил, что у Австрии, Словакии есть маршруты для замещения российского газа, но вот источников поставок – нет. И вряд ли они появятся раньше 2026 года.

Поэтому как минимум три страны (в том числе Венгрия) в Европе будут выступать против прекращения транзита и их голос Еврокомиссии придется услышать.

"Что касается самого транзита, то я пока не вижу сценария, по которому он бы прекратился. Для "Газпрома" тоже нет альтернативы снабжения потребителей в Словакии и Австрии, а также в Молдавии, прежде всего, в Приднестровье. Других маршрутов у него нет. Поэтому Россия тоже заинтересована, чтобы этот транзит на каких-то основаниях сохранить", – сказал эксперт.

Белогорьев заметил, что и сама Украина по экономическим соображениям (не по политическим) не заинтересована в прекращении транзита, так как в этом случае она не сможет поддерживать работоспособность своей газотранспортной инфраструктуры, а затраты на нее лягут на плечи потребителей. Кроме того, Украина все еще продолжает использовать (по косвенным данным) виртуальный реверс российского газа: формально она покупает газ у европейских потребителей, но физически он не пересекает границу со Словакией, подметил аналитик.

"Ни одна из трех сторон не заинтересована в прекращении транзита. Другой вопрос, что юридически это будет иначе обставлено. Это будет уже не долгосрочный тариф с фиксированным тарифом, а скорее всего краткосрочное бронирование мощностей, тариф в этих условиях повысится или станет нестабильным. То есть издержки "Газпрома" на транспортировку повысятся", – добавил эксперт.

Белогорьев также отметил, что пока не понятно кто именно будет бронировать мощности, так как украинцы не хотят, чтобы это была российская компания. Кроме того, неясно где именно будет находиться точка продажи газа.

"Вопросы эти явно политические, поэтому решить их будет сложно. Более того, даже юридически они выглядят непростыми с точки зрения соответствия контрактам. Как все это будет выглядеть на практике – не совсем ясно. Понятно, что это будет краткосрочное бронирование мощностей, здесь вариантов особо нет. Но кто именно будет бронировать, на каких условиях, по какому тарифу? Все эти сложные вопросы нужно будет решить до конца года", – подытожил аналитик.