Эксперт: российские угольщики получают прибыль только на востоке
Восток на конец июня оставался единственным прибыльным направлением экспорта российского угля. По данным на 28 июня, цена поставки угля за тонну с условием FOB (то есть с учетом стоимости поставки до порта отгрузки) через восточные порты России составила $100,75, в то же время в балтийских портах – $68,42.
На Черном море цена угля была выше Балтики – $75,25 за тонну (по данным на 21 июня).
Стоимость угля в восточных портах выросла на $2,87 за тонну год к году. На Балтике она наоборот снизилась на $1,33. Разница между ценой продажи на условии FOB между двумя этими направлениями составляет $32,33, однако во втором квартале по сравнению с первым нетбэки между ними все же сократились.
Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов @IEFnotes пояснил ИнфоТЭК, что это произошло из-за восстановления нетбэков в западных портах за счет снижения ставок на перевалку в порту, а их снижение на Дальнем Востоке – из-за падения экспортных цен.
"Несмотря на это сближение, восток продолжает оставаться примерно в три раза более маржинальным направлением, чем порты северо-запада и юга. Все три направления вышли в плюс по соотношению цены угля и затрат на перевозку и перевалку. Но если добавлять операционную себестоимость добычи, то в плюсе только восток", – сказал Титов.
Эксперт добавил, что пока в выигрыше остаются компании, которые имеют собственный парк полувагонов и свои портовые терминалы, что позволяет дополнительно снизить затраты на логистику.
Титов заметил, что во втором полугодии цена российского угля вряд ли изменится. "Не вижу серьезных предпосылок для роста цен на уголь и для снижения затрат. Негативным фактором будет возврат экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября 2024 г., если, конечно, угольщикам не удастся продлить эту отмену до конца года", – подытожил он.