Эксперт: России нужна собственная система страхования судов для увеличения транспортировки грузов по СМП

Эксперт: России нужна собственная система страхования судов для увеличения транспортировки грузов по СМП
Фото: пресс-служба правительства Камчатского края/ТАСС

Северный морской путь является кратчайший водным маршрутом между Европой и Азией. В перспективе он может стать альтернативным, более коротким и дешевым путем транзита грузов, что принесет России дополнительный доход и возможности.

Об идее создания северного торгового маршрута говорят уже давно, но реализовать эту задумку за несколько десятилетий до конца пока не получилось. Ситуация изменилась, когда российские компании начали активно реализовывать в Арктике свои нефтегазодобывающие проекты. "Новатэк" объявил о реализации ряда СПГ-проектов, а "Роснефть" начала создавать мегапроект "Восток Ойл".

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в четверг утвердил план развития Северного морского пути с общим объемом финансирования в почти 1,8 трлн рублей. Согласно документу, поставки жидких углеводородов (прежде всего нефти) вырастут с 6,14 млн тонн в 2023 году — до 102,09 млн тонн, то есть в 16,5 раз. Это произойдет как раз за счет проекта "Восток ойл", чья добыча в 2030 году достигнет 100 млн тонн. Совокупно же грузопоток по Северному морскому пути должен составить 220 млн тонн в 2035 году.

Бурный рост ожидается и в СПГ-отрасли. Компания "Новатэк" уже запустила проект "Ямал СПГ" мощностью около 20 млн тонн. Планируется еще ввод в эксплуатацию "Арктик СПГ-1", "Арктик СПГ-2" и "Обского ГХК". В результате перевозки сжиженного газа вырастут с 23,6 млн тонн в 2023 году — до 67,7 млн тонн в 2035 году. По СМП ожидаются и поставки угля, но на более скромном уровне — в около 12 млн тонн в 2035 г.

Тут нужно понимать, что реализация таких огромных проектов подразумевает создание инфраструктуры, портов, аэропортов, городов. Также будут построены ледоколы, способные своей массой пробить толстые арктические льды и провести корабли. Именно такие масштабы освоения Арктики открывают для России возможность стать транспортным коридором для товаров других стран. Пока потенциал транзитных грузов оценивается в 53,58 млн тонн в 2035 году.

О проблемах

Генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев считает, что Россия может перевозить и добывать куда больше, чем это прописано в плане кабмина. Но перед страной встает проблема страхования судов, которую нужно решить как можно быстрее.

"Страхованием сейчас занимаются крупнейшие западные компании, они в этом отношении монополисты. Есть только небольшое число игроков, которые находятся за пределом этого пула. Сейчас западные страховщики неявным порядком блокируют нормальную работу Севморпути", — сказал Танкаев.

Танкаев напомнил, что затраты на перевозку грузов через Севморпуть часто в разы ниже аналогичного южного пути через Суэцкий канал. "Но вся эта разница полностью съедается страховыми платежами", — подчеркнул он.

"Это вдвойне важно, так как западные страны намерены именно через механизм страхования судов ограничить цену на российскую нефть. У нас должна быть абсолютно независимая система страховая судов, которая будет действовать по всему миру", — добавил эксперт.

Льды отступают
Рустам Танкаев считает, что изменение климата играет на руку России в плане появления новых транспортных возможностей. По его данным, в 2050 году СМП освободится от льдов и ледоколы будут уже не нужны.

"Северный морской путь будет с каждым годом востребован все больше и больше, если судить по динамике изменения арктического ледового щита. Его минимальная площадь сократилась с 5 млн — до 2 млн квадратных километров. Очень сильно увеличилось летнее испарение с Северного ледовитого океана, изменился баланс энергии. Дело в том, что когда вода испаряется, она поглощает безумное количество энергии. Наоборот, когда вода замерзает, она выделяет энергию", — заметил Рустам Танкаев.

Из-за этого уже сейчас можно наблюдать как постепенно Северный морской путь все сильнее освобождается от льдов, а период навигации растет.

Конечно, до сих пор арктические льды ограничивают движение, но Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом, что позволяет ей осуществлять круглогодичную проходку, которая, правда, пока стоит немалых денег.

Но ситуация меняется с каждым годом. По словам Танкаева, Россия из страны с жестким континентальным климатом — уже превратилась в страну с мягким морским. "У нас больше нет прежних максимальных и минимальных температур. После того как задышал Северный ледовитый океан климат стал мягче", — добавил эксперт.