Эксперт ИнфоТЭК рассказал почему оптовые цены на бензин продолжают расти
Оптовые цены на бензин АИ-92 и АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжают взятый курс на рост, несмотря на угрозы квотирования экспорта. Так, в ходе торгов 18 июля цена бензина АИ-92 на СПбМТСБ выросла на 0,55%, до 61 543 руб. за тонну, Аи-95 — 67 230 руб. за тонну, дизельного топлива — на 0,98%, до 55 689 руб. за тонну.
Озвученные Федеральной антимонопольной службой РФ меры пока не возымели эффекта на оптовый рынок нефтепродуктов. Тем более, что увеличение нормативов продаж бензина и дизельного топлива на бирже на 1 п.п. произойдет только с 1 сентября текущего года, а квотирование экспорта вообще пока только обсуждается.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев @oilfly назвал несколько факторов из-за которых оптовые цены на нефтепродукты продолжают движение вверх.
По его словам, рост оптовых цен на бирже в этом году начался в феврале, в то время как обычно этот процесс стартует в апреле-мае перед автомобильным сезоном, поэтому многие потребители не понимали в какой момент начинать закупки и ожидали корректировок на оптовом рынке. "Этого не случилось, и рост активизировался сначала перед майскими праздниками, а потом и растянулся на весь высокий сезон. Соответственно, несделанные в феврале-марте запасы для летнего сезона увеличили спрос на топливо и до сих пор создают его", — отмечает Гусев.
Также из-за роста загруженности восточного направления, вызванного переориентацией экспорта на Восток, возникли проблемы с транспортировкой нефтепродуктов по железной дороге.
"Многие потребители сообщают, что у них месячные запасы топлива находятся в пути, не доставлены на их нефтебазы. Соответственно, АЗС вынуждены приобретать топливо мелким оптом, соответственно, спрос на мелкий опт растет, этого никто не прогнозировал, полного удовлетворения спроса на мелком опте достичь невозможно — нельзя взять и быстро привезти товар на нефтебазу. Соответственно, все потребители бегут на биржу и покупают нефтепродукты, в надежде, что когда-то этот товар придет", — добавил он.
Параллельно с этим процессом Минфин России проводит словесные интервенции по изменению правил налогообложения в отрасли, что может привести к дополнительным затратам нефтяных компаний, и отразиться на оптовых ценах, считает эксперт. Добавляет непрозрачности ситуации и отсутствие в открытом доступе графиков ремонтов НПЗ.
"Рост цен однозначно остановится в сентябре, когда закончится отпускной сезон. Спрос упадет, и если не будет дальнейших изменений в фискальной политике, биржевые оптовые цены пойдут вниз. Ну, и есть вариант ограничения экспорта — правда, это невозможно сделать быстро, ранее сентября — поэтому, и ожидать успокоения раньше осени на торгах не стоит. Успокаивает одно — оптовые цены не влияют на стоимость топлива на АЗС до тех пор, пока действует соглашение правительства и нефтяников", — отметил Гусев.