Стоимость бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжила рост в ходе торгов в среду, 30 августа. Оптовая цена на этот вид топлива по национальному индексу выросла на 0,24%, до 72 813 рублей за тонну.
АИ-92 в ходе торгов символически подешевел на 0,01%, до 63 726 рублей за тонну. Дизельное топливо устремилось вскачь и подорожало на 1,43%, до 67 290 рублей за тонну.
Возможность дефицита бензина в 2023 году и повторения ситуации 2018 года, когда государству пришлось в ручном режиме настраивать рынок для выравнивания цен на топливо и временно снижать акцизы, уже не является призрачной. Называются разные версии, почему сложился дефицит бензина в 2023 году в некоторых регионах России и что нас дальше ждет.
Эксперты ИнфоТЭК сходятся во мнении, что без системных мер ситуацию исправить будет сложно. Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев назвал основные пути решения топливного кризиса, которые помогут обуздать текущие цены.
Для этого необходимо:
- значительно, до 25%, увеличить долю обязательной реализации бензина, дизеля и СУГ на бирже (текущие нормативы с 1 сентября составят для бензина – 13%, для дизеля – 9,5%);
- в принудительном порядке перевести всех государственных заказчиков и крупных потребителей (особое внимание сельхозпроизводителям) на срочный рынок;
- увеличить глубину предлагаемых срочных контрактов до 18 месяцев. Обязать не менее 15% от объема потребления топлива приобретать через срочный рынок;
- на уровне правительства организовать и провести программу популяризации газомоторного топлива (метана). В регионах, где покрытие АГНКС достаточное (Ростовская область, Татарстан и прочие) обязать государственный и муниципальный транспорт, собственников грузового транспорта и сельхозпроизводителей в сроки до 1 года перевести весь транспорт на метан;
- написать и профинансировать программу расширения мощностей продуктопроводной системы России. Достроить продуктопровод до Владивостока. Увеличить количество наливных автомобильных пунктов в системе "Транснефти" (фактически — восстановить уничтоженные). Облегчить подключение частных нефтебаз к системе продуктопроводов;
- обеспечить публичную бесплатную публикацию графиков ремонта НПЗ;
- составить генеральную схему размещения объектов топливообеспечения.
"Без системных мер топливный рынок будет сваливаться то в один кризис, то в другой. Основной фактор — это диспаритет оптовых и розничных цен. Однако это нерешаемая проблема, поскольку "рыночность" топлива считается императивом. В целом, имеет смысл в краткосрочной перспективе рассматривать как вероятные события для стабилизации топливного российского рынка, например, введение института единого экспортера нефти и нефтепродуктов, а также линейку предельных цен (оптовые, мелкооптовые и розничные) как альтернатива биржевой торговле, но как гарантия стабилизации топливного рынка", – отметил Гусев.