Эксперт Фролов: в текущей ситуации нет смысла в полном запрете экспорта бензинов

Минэнерго РФ предлагает продлить до конца лета разрешение производителям топлива экспортировать бензин, сообщила накануне газета "Коммерсантъ" и подтвердил источник ИнфоТЭК. Вопрос будет обсуждаться на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака 20 февраля.
Сейчас запрет действует только для всех участников рынка, кроме НПЗ. Федеральная антимонопольная служба РФ предлагала в марте вновь полностью закрыть экспорт бензина из России, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке в преддверии посевной.
Главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов считает, что в текущей ситуации полный запрет на вывоз автобензинов не имеет очевидного смысла: объемы переработки и цены на бирже стабильны.
"На данный момент есть два главных вопроса: сократилось ли производство нефтепродуктов из-за внеплановых ремонтов, и в достаточной ли степени производится моторное топливо, чтобы удовлетворить потребности российского рынка. У нас нет официальной открытой статистики, но, по официальным заявлениям, нефтепереработка не пострадала, объёмы в феврале могут быть даже больше январских. В таких условиях вводить полный запрет на вывоз автобензинов не имеет очевидного смысла", — сказал он.
Если объективных сложностей нет, то есть ещё одна причина, которая могла бы оправдать введение такого запрета — неадекватный рост биржевых котировок. Если биржевые котировки аномально растут, хотя проблем с топливом нет, то введение запрета на экспорт может рассматриваться в качестве словесной интервенции, призванной сбить панику на рынке. Такой шаг предпринимался в начале 2024 года.
"Но вводить полный запрет на экспорт автобензинов, мотивируя это беспокойством о начале посевной, представляется странным, так как для сельхозтехники критически важным является дизельное топливо, проблем с которым на данный момент не наблюдается и о запрете экспорта которого речь не ведется", — считает Фролов.
Мотивация введения запрета из-за плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов может рассматриваться серьезно только в том случае, если это обстоятельство вызывает панику на бирже, считает эксперт.
"Но для начала панику стоит попытаться погасить более мягкими методами. Сам по себе вывод НПЗ на плановые ремонты — не повод вводить запреты. Это обычная процедура, к которой планово готовят запасы моторных топлив. В текущем году надо учесть успешные действия 2024-го перед сезоном высокого спроса и сделать дополнительные (относительно прошлого года) запасы АИ-95" — добавил он.