Что ждет угольную отрасль в 2025 году? Прогноз экспертов
Российские угольные предприятия по итогам 2024 года могут снизить экспорт угля на 7-8%, до 197 млн тонн, подсчитал для ИнфоТЭК старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов @IEFnotes.
За 11 месяцев текущего года экспорт снизился на 9%, до 180 млн тонн, однако в декабре отгрузки пошли активнее. География поставок по сравнению с прошлым годом фактически не изменилась. Основными покупателями российского угля были Китай, Индия, Турция, Южная Корея, Вьетнам. Основное сокращение пришлось на Индию из-за просадки экспорта из портов Юга России в 2024 году. При это поставки в Турцию держатся стабильными за счет короткого транспортного плеча.
В 2024 году российские угольщики столкнулись с двумя основными вызовами: в первом полугодии — с рекордно низкими экспортными ценами, а во втором — с уже традиционным обострением проблем с вывозом угля на сети РЖД.
"Из позитива могу только отметить активный рост спроса на электроэнергию в Сибири и на Дальнем Востоке, что увеличивает загрузку угольных ТЭС, спрос на бурый уголь и его добычу в 2024 г. Это плюс для угольщиков. Но с экологической точки зрения для жителей регионов всё может быть не так позитивно", — отметил Титов.
Вице-премьер РФ Александр Новак на днях посетил Кузбасс, где обсуждались вопросы развития угольной отрасли и варианты решения проблем, с которыми сталкиваются предприятия. На Кузбассе добывается половина российского угля.
"Сегодня угольная отрасль испытывает определенные трудности, связанные с падением цен и невозможностью вывезти в полном объеме уголь на экспортные рынки. Поэтому было важно оценить текущую ситуацию и вместе выработать шаги для стабилизации ситуации, чтобы регион продолжал развиваться. Для Кузбасса угольная отрасль — основная с точки зрения ее экономики", — подчеркнул вице-премьер.
Экспортные пошлины, введенные в конце 2023 года, в совокупности с аномально низкими ценами на уголь на мировых рынках сильно ударили по марже угольных компаний. По оценке Титова, сальдированный убыток угольных компаний РФ в январе-сентябре 2024 г. составил 91,3 млрд руб. против 380,4 млрд руб. прибыли годом ранее. В конце ноября правительство приняло решение приостановить действие экспортных пошлин на уголь: с декабря — на коксующийся, а с января 2025 года — на антрацит и энергетический.
На рентабельности по-прежнему сказываются дисконты на российский уголь, которые вынуждены предоставлять экспортеры из-за санкционной нагрузки. По оценке Kept, дисконт на коксующийся уголь, который добывается в Кузбассе и отгружается на Дальнем Востоке, во втором квартале достигал 37% — $152 против $241 за тонну.
Независимый эксперт Кирилл Родионов считает, что отмена пошлин несколько улучшит экономику экспорта, но не предотвратит крупнейший за 30 лет кризис в отрасли, который будет связан не только с возвращением цен к многолетней норме, но и с увеличением логистических издержек и скачком в развитии ВИЭ в Южной и Восточной Азии.
"В этих условиях задача регулятора – не только не "пережать" с налоговой нагрузкой, но и ускорить структурную трансформацию угольной отрасли, в том числе за счет полного отказа от менее рентабельной подземной добычи и предоставления льгот для строительства частной ж/д инфраструктуры. Примером здесь является ж/д ветка "Эльга-Чумикан", которая снизит нагрузку с Восточного полигона РЖД и обеспечит вывоз коксующегося угля с Эльгинского месторождения Якутии", — написал он в своем телеграм-канале.
Проблемы с вывозом угля по сети РЖД ощущаются по-прежнему остро. Эксперты называют все те же причины, что год, и два назад: нехватка локомотивной тяги и бригад, сложности с согласованием заявок, отстаивание порожнего парка и рост тарифов.
Перспективы отрасли в 2025 году пока выглядят неопределенными. Титов отмечает, что от дна 2024 г. легче оттолкнуться и показать лучшие результаты, тем более, что цены сейчас выше, чем в первом полугодии 2024 года.
"С другой стороны, на мировом рынке я не вижу драйверов роста спроса на российский уголь: Китай в этом году показал рекордный импорт и в следующем году вряд ли так вырастет, Индия наращивает добычу, чтобы сдерживать рост потребности в импортном угле, а Турция держится стабильно, хотя потенциал для роста доли российского угля там есть. Есть сложности с мировым спросом на сталь, а значит и со спросом на металлургический уголь. Проблемы с РЖД частично решаются, но полностью решить их будет сложно, особенно учитывая, что РЖД считает уголь неприоритетным и низкомаржинальным для себя грузом", — отметил эксперт.
В то же время, по его мнению, погрузку угля поддержит запуск Тихоокеанской железной дороги, которая может взять на себя до 30 млн т экспортных перевозок угля на Восток в 2025 г. "Это очень существенные объемы, которые могут дать другим угольщикам более свободный проезд по Восточному полигону", — отметил эксперт.