«Ямал СПГ»: по морю с препятствиями

Удастся ли заводу «Ямал СПГ» перенаправить свой газ в АТР?

«Ямал СПГ»: по морю с препятствиями
Фото: Globallookpress

Запущенный в конце 2017 года завод «Ямал СПГ», пионерский в российской Арктике, оказался очень удачным и эффективным проектом. Но не последнюю роль в этой эффективности сыграла близость к европейскому рынку, который на этапе планирования, больше десяти лет назад, анонсировался как побочный, в то время как основным покупателем сжиженного природного газа (СПГ) подразумевались страны АТР. Это было важно, чтобы парировать критику «Газпрома» о ненужной конкуренции российского газа на рынках Европы. Но реальность оказалась другой.

Этапы санкционных ограничений

 В прошлом году с завода «Ямал СПГ» 70% поставок ушло на европейский рынок. В 2025-м будет поменьше, но все равно большая часть СПГ останется в Европе. Причины понятны. Во-первых, европейский рынок выгодней: в среднем, цены на СПГ в ЕС и АТР отличаются несильно, в то время как расходы на транспортировку до Европы в разы меньше. Во-вторых, не стоит забывать, что почти весь газ с «Ямал СПГ» продан по долгосрочным контрактам, а дальше продавцы могут везти его куда захотят. Правда, уникальная логистика на начальном этапе вывоза танкерами ледового класса неизбежно делает необходимым синхронизацию своих пожеланий с оператором проекта.

Так или иначе, сейчас «Ямал СПГ» сталкивается с постепенными санкционными ограничениями со стороны ЕС, которые проходят в три этапа.

Первый этап: запрет на перевалку в Европе (с судов ледового класса в зимний период, для дальнейшей транспортировки на другие рынки на «обычных» газовозах) уже вступил в силу в марте 2025 года. Пока этот запрет серьезных проблем не принес. Во-первых, повторимся, объемы СПГ, уходящие за пределы ЕС, относительно невелики. Плюс к тому, вскоре начался период навигации по Северному морскому пути (СМП). То есть, сейчас станет чуть сложнее. Но главное, «Новатэк» еще несколько лет назад стал тестировать альтернативный вариант, так называемую перевалку «борт-в-борт» в районе о. Кильдин в Баренцевом море. Даже в 2024 году, когда ограничений еще не было, подобным способом было перевалено 1,5 млн тонн СПГ, т.е. около четверти от всех объемов, уходящих за пределы Европы.

Сейчас же объем, который нужно переваливать альтернативным способом, будет стремительно увеличиваться.

Второй этап санкций против СПГ начнет действовать с апреля 2026 года — это запрет на импорт российского сжиженного природного газа по краткосрочным контрактам в рамках 19-го пакета, по сути, «спотовые» объемы. Для «Ямал СПГ» это порядка четверти от всего объема производства — немного «спота» было изначально плюс сюда попадает солидный объем производства свыше проектной мощности. И тут на начальном этапе летом также немного поможет СМП.

И третий, финальный этап – полный запрет на импорт российского СПГ в ЕС по планам наступит 1 января 2027 года.

Немного конспирологии

 Если добавить щепотку конспирологии, то можно предположить, что запрет на перевалку СПГ был принят еще и для того, чтобы максимизировать объемы российского СПГ, поступающего в Европу в этот зимний сезон или по крайней мере создать давление на цены. Ведь продавцу действительно проще предоставить небольшую скидку в ЕС, чем дальше тратиться на транспортировку в Азию. Как это сочетается с будущим запретом на импорт? Это тоже понятно. К 2027 году на рынке СПГ добавится заметный объем нового предложения, и проблем с поставками уже не будет.

Речь о том самом избытке сжиженного природного газа на рынке, который все время чуть откладывается (то заводы в мире медленно строят, то российский СПГ засанкционируют), но все же необратим — все, что строится, будет достроено и выйдет на рынок. Конечно, и сейчас предложение потихоньку увеличивается, но самый резкий скачок еще впереди.

Цены на СПГ за последние пару месяцев, кстати, заметно припали (правда помогает и теплая погода). Еще недавно они были заметно выше «долгосрочной нормы», сейчас же снизились до $390 за тыс. куб. м в АТР, что скорее ближе к «норме», хотя до избытка на рынке еще далеко. В описанной логике неудивительно, что и первый, «ограниченный» запрет на импорт российского СПГ в ЕС по краткосрочным контрактам назначен аккурат к окончанию отопительного сезона.

Так или иначе, в 2027 году, если ничего не изменится (а в отношениях с ЕС, особенно по линии сжиженного природного газа, скорее всего так и будет), «Ямал СПГ» столкнется с крупнейшим вызовом — переваливать зимой сразу 20 млн т СПГ. Перевалка «борт-в-борт» в таких объемах не факт, что возможна. Здесь важно приемлемое волнение на море, кроме того, необходимость синхронизации двух судов может приводить к дополнительным простоям. А летом, имеющихся в распоряжении «Ямал СПГ» газовозов ледового класса просто не хватает для вывоза всего СПГ в восточном направлении.

Идеальная инфраструктура под санкциями

Более удобное решение есть, и оно тоже давно готовилось. Это специальные плавучие перегрузочные комплексы (с хранилищами СПГ). Два таких комплекса — «Саам» в районе Мурманской области и «Каряк» в районе полуострова Камчатка уже запущены. Вот только проблема в том, что они попали под американские SDN-санкции вместе с «Арктик СПГ 2». А, значит, контакты с ними для газа из несанкционного «Ямал СПГ» запрещены под риском вторичных санкций.

Тем временем, технически оба перегрузочных комплекса уже эффективно работают. Это оказалось легко проверить после того, как были налажены поставки СПГ с санкционного «Арктик СПГ 2», которому терять нечего, на терминал в КНР. Для этих целей, с привлечением «серого флота» газовозов летом работал «Каряк», а после закрытия сезона на СМП, стал использоваться западный «Саам».

Геополитическую обстановку прогнозировать сложно, но в целом вполне можно ожидать сценарий, при котором (после некоторой нормализации отношений) американские санкции (SDN-лист) будут сняты как с «Арктик СПГ 2», так и с перевалочных комплексов.

Да, много говорится о том, что американский газ – конкурент российскому. Но одновременно — утечки о возможном участии американских компаний в «Арктик СПГ 2», о сотрудничестве в газовой сфере, да и в целом в рамках «сделки» такое развитие событий выглядит логичным и возможным. При этом, ЕС, вероятно, сохранит запрет на импорт СПГ из России (кстати, это комфортно и удобно для США).

Если все так и произойдет, то в таком случае перегрузочные комплексы очень помогут новой логистике проекта «Ямал СПГ». Мощность каждого — по 20 млн т, т.е. хватит и на «Ямал», и на «Арктик». Правда, строго говоря, восточный комплекс будет работать только во время навигации по СМП, но и у «Арктик СПГ 2» пока только две работающих линии.

А что по деньгам?

Итак, при определенном развитии событий технически сохранить полную загрузку «Ямал СПГ» в новых условиях будет возможно. Но что с прибылями? Арктические СПГ-проекты традиционно имеют сложную и достаточно дорогую логистику, что в случае «Ямал СПГ» компенсируется близостью к европейским рынкам. Сейчас это преимущество исчезает. Как же вырастет стоимость транспортировки? Давайте посчитаем.

Если посмотреть на оценки самой компании «Новатэк» (из презентации 2021 года), то расходы на доставку в Азию (восточным маршрутом) по сравнению с доставкой в Европу вырастают с $1 до $2,5 за млн БТЕ (или с примерно $36 до $90). На деле это скорее оптимистичная оценка. Стоимость доставки после перевалки может вырасти еще сильнее — так как, вероятно, в оценки заложены долгосрочный фрахт, а в условиях дефицита газовозов (а он как раз реализуется из-за необходимости довозить 15 млн тонн СПГ сильно дальше прежнего) спотовые цены на фрахт растут. С другой стороны, возможно, станет больше «своповых», обменных операций.

Получается заметная прибавка к себестоимости СПГ на конечном рынке, особенно, если и цены на СПГ снизятся в условиях избытка. Однако, не факт, что все падение рентабельности почувствует сам «Новатэк» — ведь компания продала по долгосрочным контрактам (преимущественно с отгрузкой или перевалкой в европейском регионе) почти все объемы проектной мощности завода.

Как мы уже отмечали выше, на «спот» приходится около четверти от производства — во многом за счет того, что завод производит стабильно больше проектной мощности. Конечно, тут возникают вопросы, не захотят ли импортеры пересмотра долгосрочных контрактов из-за изменившихся условий (строго говоря, они уже изменились после запрета перевалки в ЕС, но не так критично).

Вопросов остается много. Не стоит забывать и о том, что европейские ограничения могут быть пересмотрены. Хотя готовится лучше к самому негативному варианту развития событий.