Выжидающая модернизация

Может ли запрет на экспорт нефтепродуктов стать катализатором снижения инвестиций в модернизацию?

Выжидающая модернизация
Фото: gazprom-neft.ru

Любое государство, располагающее природными ресурсами, прежде всего, стремится использовать имеющийся потенциал для создания на своей территории перерабатывающих производств для дальнейшего формирования цепочек добавленной стоимости, развития регионов, прироста производственных мощностей, создания рабочих мест. Профицит мощностей по нефтепереработке является мировым трендом, но "коридор возможностей" замены части ресурсного экспорта на продукты нефтепереработки с добавленной стоимостью стал открыт для России в период ввода секторальных санкций несмотря на активизацию в мире строительства и ввода в эксплуатацию новых нефтеперерабатывающих мощностей.

Топливный рекорд 2023 года

Как это ни парадоксально звучит, но на эффективность реализации нефтепродуктов на экспорт относительно экспорта нефти в 2023 году оказало влияние формирование нефтяных дисконтов и "потолочных" ограничений.

Напомню, страны коллективного Запада согласовали в 2022 году введение потолка цен на нефть из России на уровне $60 за баррель, на светлые нефтепродукты на уровне $100 за баррель.

По итогам 2023 года доля экспорта нефти из России составила 47% к уровню нефтедобычи, а экспорт бензина и дизельного топлива в сентябре был ограничен.

Для оценки разницы в ценах на нефть и светлые нефтепродукты приведу данные по состоянию на 25 января 2024 года: цена нефти Brent на мировом рынке оценивалась на уровне $83 за баррель, на нефть сорта Urals на базисе Роттердамском $67 за баррель ($491 за тонну), а цена дизельного топлива и бензина 10 ppm на базисе Роттердамском на уровне $827-830 за тонну.

На диаграмме 1 видно, что рост цен на бензин на внутреннем рынке в период "топливного кризиса" в августе-сентябре 2023 года являлся отражением конъюнктуры цен мирового рынка.

Значительный разрыв между индексом экспортной альтернативы и внутренней ценой, потребность в увеличении объема экспортных поставок и обеспечении баланса внутреннего рынка в совокупности с совершенствованием технологических процессов переработки позволил собственникам НПЗ в 2023 году увеличить:

⎯ объемы переработки до 274,9 млн т (+1% к уровню 2022 года),

⎯ производство бензина до 43,8 млн т (+3% к уровню 2022 года),

⎯ производство дизельного топлива до 88 млн т (+3% к уровню 2022 года).

Последовательная модернизация

С момента заключения четырехсторонних соглашений между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями с 2011 по 2023 год прирост производства бензина составил 7,1 млн т, дизельного топлива – 17,7 млн т при снижении выпуска мазута на 30,9 млн т (см. диаграмма 2).

Указанные прогрессивные показатели демонстрируют огромный вклад предприятий нефтепереработки и государственных органов в увеличение глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, повышение качества моторных топлив, снижение выбросов СО2.

В настоящее время исполнение обязательств по модернизации НПЗ предусмотрено в рамках соглашений с Минэнерго о предоставлении инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 года для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 N 219.

В рамках соглашений запланирован ввод и реконструкция 30 технологических установок вторичной переработки нефти, что, по оценке Минэнерго, позволит увеличить производство автомобильного бензина на 3,6 млн т в год, дизельного топлива – на 25 млн т в год.

Соглашения были подписаны в отношении проектов модернизации следующих НПЗ:

− Московский НПЗ, 

− Омский НПЗ, 

− Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез, 

− Афипский НПЗ, 

− Орскнефтеоргсинтез, 

− Новошахтинский завод нефтепродуктов, 

− ТАНЕКО, 

− Ильский НПЗ, 

− Газпром нефтехим Салават, 

− Новокуйбышевский НПЗ, 

− Сызранский НПЗ, 

− Туапсинский НПЗ, 

− Комсомольский НПЗ,

− Антипинский НПЗ.

Тревожные сигналы

Трудности модернизации отечественной нефтепереработки, прежде всего, связаны с продолжительными сроками окупаемости проектов, повышением процентной ставки по кредитам, необходимостью разработки новых импортозамещающих технологий.

Реализация соглашений также связана с рисками прогнозируемого спада мирового потребления углеводородов в перспективе, отсутствия четких ориентиров о приоритетности экспорта продукции переработки относительно экспорта сырья (особенно для независимых НПЗ).

Тем не менее, помимо представленного списка, предприятия с объемом переработки сырой нефти менее 1 млн т в год также проводят работу по поиску оптимальных решений по модернизации.

Согласно проведенному исследованию "НААНС-Медиа", большая часть представленных в соглашениях о модернизации установок находится в настоящее время в стадии строительства, однако по ряду проектов имеется статус реализации: "на рассмотрении", "дополнительное исследование", "разработка проектной документации", "выбор лицензиара".

При проработке инвестиционных проектов, формировании технико-экономического обоснования проектов риск возможного ограничения экспорта произведенной продукции и введения завышенной таможенной пошлины в перспективе является тревожным сигналом и негативным фактором для финансирования модернизации предприятий

Именно по этой причине многие предприятия занимают выжидательную позицию относительно окончательных инвестиционных решений.

В этой связи для развития производственного потенциала НПЗ, роста объема выпуска продукции, необходимой также и для смежных отраслей (включая строительную), актуальным является освобождение малых предприятий от действующей таможенной пошлины на нефтепродукты в размере 50 тыс. рублей за тонну, а также отмена ограничений на экспорт продукции.

Поскольку Россия располагает уникальным профицитным производственным потенциалом по выпуску бензина и дизельного топлива и периодически наблюдается не тотальный дисбаланс топлив на внутреннем рынке, а лишь региональная диспропорция спроса и предложения, то для системного насыщения автозаправочных комплексов возможно формирование плановых заданий по поставкам топлива на внутренний рынок на основании заявок региональных потребителей и контроль их исполнения.

Об авторе

Тамара Сафонова
Тамара Сафонова
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора»
Все статьи автора

Аналитика на тему