Воз и ныне там

Почему России никак не удается решить проблему утилизации попутного нефтяного газа?

Воз и ныне там
Фото: пресс-служба "Роснефть"

Одна из самых давних проблем, связанных с попутным нефтяным газом (ПНГ), – его сжигание, а иногда и просто выброс в атмосферу из-за отсутствия возможностей у нефтегазодобывающего предприятия найти полезное применение этому ценному ресурсу. Данные об объемах добычи, полезного использования и сжигания ПНГ обычно представляют сами нефтегазодобывающие предприятия. Эти сведения затем обобщаются информационными структурами профильных ведомств или органами национальной статистики и далее публикуются в открытой печати. К сожалению, часто надежность сведений природопользователей оставляет желать лучшего, поскольку у них либо отсутствуют в достаточном количестве замерные системы, либо эти системы несовершенны. Не являются редкостью и случаи занижения компаниями объемов сжигания ПНГ, поскольку на основании этого показателя рассчитываются платежи за негативное воздействие на окружающую среду или накладываются санкции надзорными органами.

Сколько сжигаем?

В последние годы широкое распространение получили методы дистанционного спутникового выявления источников горения углеводородов и расчета объемов сжигаемого на них газа. Однако под вопросом остается надежность определения таких источников, то есть выявления именно тех объектов, на которых сжигается ПНГ. Нет уверенности и в надежности методологии расчета объемов сгорания углеводородов. Во всяком случае, данные дистанционного мониторинга по масштабам сжигания ПНГ в России всегда заметно выше, чем показатели российской статистики. Например, по сведениям Всемирного банка, в 2009–2011 годах в РФ на факелах сгорало от 35 до 45 млрд куб. м ПНГ, тогда как весь объем добываемого попутного газа в те годы, по разным источникам, составлял 52–65 млрд куб. м. То есть, по сути дела, Всемирный банк приписывал российским нефтегазовым компаниям сжигание 60–80% добываемого ПНГ. Кстати, наши "зеленые" были склонны, как правило, верить именно зарубежным данным.

Рассмотрим, что же реально происходит в стране с ПНГ в последние годы. Как показывают данные Минэнерго, с 2014 по 2016 год уровень полезного использования попутного газа в целом по России несколько вырос (с 85,6 до 87,1%). Но затем началось снижение этого показателя: в 2018 году он составил 85,1% (добыча 84,7 млрд куб. м, сожжено на факелах 12,2 млрд куб. м), в 2020-м – 82,6% (105,2 млрд и 20,1 млрд куб. м). Наконец, в 2021 и 2022 годах он равнялся примерно 82% (напомним, точная отраслевая статистика по 2022 году недоступна). Основной причиной этого является непрерывное освоение новых нефтяных месторождений, которые удалены от существующей транспортной инфраструктуры и предприятий газопереработки.

В соответствии с данными Глобального партнерства по снижению факельного сжигания газа (Global Gas Flaring Reduction Partnership, GGFRP), которое объединяет множество нефтедобывающих стран и компаний, в нашей стране на факелы отправляются самые большие в мире объемы ПНГ. Так, в период 2014–2021 годов ежегодно сгорало не менее 20 млрд куб. м. Причем в 2020 году этот показатель, согласно данным GGFRP, достиг не менее 25 млрд куб. м. При этом, как отмечают эксперты GGFRP, в период с 2012 по 2021 год только шесть крупных нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Россия, Мексика и Аргентина) увеличили объемы факельного сжигания, и среди них "почетное" третье место занимает Россия (+3 млрд куб. м). Как ни удивительно, но во всех среднеазиатских республиках СНГ (Туркмения, Узбекистан, Казахстан), занимающихся добычей нефти и газа, за эти годы объемы сжигания ПНГ на факелах снизились. Однако напомним, что надежность статистики, получаемой дистанционными методами, вызывает определенные сомнения.

Неадекватное нормотворчество

Правительство Российской Федерации в последние два десятилетия очень серьезно относилось к проблеме снижения объемов факельного сжигания ПНГ и увеличения степени его полезного использования. Так, еще в 2009 году было выпущено постановление "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". В нем было установлено требование для нефтегазодобывающих компаний довести с 2012 года уровень утилизации добытого ПНГ по крайней мере до 95%. Кроме того, предполагалось, что ставки платы за выбросы при сжигании ПНГ с 1 января 2012 года должны быть увеличены в шесть раз "при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа".

Как оказалось, данные требования были совершенно невыполнимыми. В итоге к 2012 году уровень полезного использования ПНГ в целом по стране достиг лишь чуть более 76%. Поэтому в ноябре 2012 года был принят новый нормативный акт – постановление Правительства "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа"). Он частично отменял действовавший ранее документ и делал упор на использование экономических рычагов принуждения природопользователей к сокращению факельного сжигания ПНГ. Данное постановление устанавливало повышающий коэффициент платы "при превышении предельно допустимого значения показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа…". При этом допустимая доля сжигания (рассеивания) ПНГ оставалась на прежнем уровне – не более 5% от добычи газа. Однако и эти решения ситуацию кардинально не изменили – напоминаем, что через десять лет, в 2021 году, уровень утилизации ПНГ в стране лишь незначительно превысил 80%.

В итоге напрашивается вывод, что данные об объемах факельного сжигания ПНГ в России на всякий случай стоит уточнить. Кроме того, очевидно, что национальное нормотворчество в области регулирования обращения с ПНГ не слишком согласуется с российскими реалиями. Похоже, что надо обратиться к здравому смыслу и смириться с тем, что в обозримом будущем, особенно учитывая ограничения в иностранных инвестициях, в поставках в страну современных технологий и оборудования, уровень полезного использования ПНГ 95% в целом по стране достигнут не будет. Поэтому стоит смягчить требования законодательства или, по крайней мере, отнести их выполнение на более поздний срок.

Об авторе

Александр Соловьянов
Александр Соловьянов
директор АНО «Международный научно-исследовательский институт устойчивого развития», доктор химических наук, профессор, академик РАЕН
Все статьи автора

Аналитика на тему