Внешнеэкономическая стратегия компаний ТЭК
Новые вызовы организаций ТЭК и сопутствующих отраслей

Несмотря на сложную геополитическую обстановку и возрастающее санкционное давление, российские предприятия довольно успешно отвечают на новые вызовы и адаптируются к действующим реалиям. В условиях переориентации на новые рынки, повышения роли альтернативной валюты, модернизации транспортной инфраструктуры и развития внутреннего производства решение вопросов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится ключевым фактором для поддержания устойчивости и конкурентоспособности компаний.
Эффективный инструмент снижения рисков
Объемы ВЭД у многих компаний на данный момент сохраняются на прежнем уровне, при этом у таможенных органов уже в прошлом году было беспрецедентное плановое задание для ФТС по сборам таможенных платежей на сумму 6,4 трлн рублей. На 2025 год этот показатель вырос еще на 1 трлн, в связи с чем таможенный контроль становится все более консервативным и перспективным для таможенных органов инструментом по наполняемости бюджета.
Растет и количество дел об административных правонарушениях, которые возбуждают таможенные органы: с 2022 по 2024 год этот показатель увеличился практически на 20 тысяч и составил 166366. При этом сумма взысканных административных штрафов превысила отметку 3,8 млрд рублей.
Когда мы говорим о реализации функций ВЭД компаниями, нужно помнить, что таможенная служба – это уникальный регулятор, поскольку обладает статусом правоохранительного органа с возможностью ведения административных и уголовных расследований. То есть таможенный орган уполномочен проводить оперативно-розыскную деятельность, дознание и определенные действия в рамках следствия. И хотя только порядка 45% от общего количества дел об АП касается тех производств, которые возбуждены в отношении юридических лиц (остальные – в отношении физических лиц), необходимо учитывать, что в течение двух лет существует риск привлечения к административной ответственности компаний и их должностных лиц.
Основные предметы таможенных проверок включают в себя классификацию, льготы и преференции, таможенную стоимость и иные направления. С точки зрения импорта таможенные органы проводят проверочные мероприятия в отношении:
— инновационных товаров, их частей и компонентов, сложных и многокомпонентных, некомплектных товаров с точки зрения правильности их классификации;
— правомерности применения и соблюдение условий условного выпуска и целевого использования товаров;
— подтверждения страны происхождения;
— структуры таможенной стоимости (включения в ее состав дивидендов, роялти, транспортных расходов, агентских вознаграждений и т.п.)
— недекларирование товаров или незавершение таможенных процедур в срок;
— льготные / специфические процедуры: временный ввоз, переработка, СТЗ и т.п.;
— применение антидемпинговой пошлины и ответных мер;
— правомерность параллельного импорта.
При экспорте под проверку могут попасть:
— товары, аналогичные товарам с пошлинами или запрещенным к вывозу;
— товары двойного назначения;
— соблюдение структуры таможенной стоимости: транспортные расходы, компенсация экспортных пошлин, агентское вознаграждение;
— корректность применения временного периодического декларирования
— льготные / специфические процедуры: временный вывоз, переработка вне таможенной территории и т.п.;
— соблюдение запретов и ограничений на вывоз, а также требований экспортного контроля.
Для того чтобы свести возможные риски к минимуму, компаниям рекомендуется проводить комплексную проверку реализации внешнеэкономической функции. Проект включает в себя три большие сферы:
- Анализ таможенных рисков – все то, что провоцирует дополнительные начисления в виде таможенных платежей, пени, риски привлечения к ответственности и т.д.
- Анализ неэффективных областей в сфере внешнеэкономической деятельности – отношения внутри компании между различными подразделениями, которые вовлечены в реализацию функции ВЭД, включая таможенных представителей.
- Анализ областей для оптимизации таможенных платежей.
Такая диагностика позволяет устранить существующие риски, а также улучшить внутренние процессы и контроль. Для управления таможенными платежами инструмент помогает обеспечить доплату таможенных платежей без наступления иных негативных последствий, восстановить таможенные права на применение льготы по пошлине, НДС и легализовать излишки/недостачи.
С точки зрения управления договорными структурами в ходе проверки удается исключить негативные таможенные последствия посредством внесения изменений во внешнеторговые договоры поставки, договоры с контрагентами на территории России на покупку товаров зарубежного производства, в лицензионные и внутригрупповые структуры, в договоры с таможенными представителями. Среди других потенциальных улучшений можно отметить усовершенствование механизма таможенного декларирования, возможность ввоза товаров для целей гарантийного ремонта без получения разрешительных документов и контроль за "параллельным импортом".
Таможенные льготы для компаний ТЭК
Около пятнадцати лет назад в законодательстве Таможенного союза была заложена тарифная льгота на беспошлинный ввоз импортной продукции, однако в России для ее реализации не хватало надлежащей правовой базы. В 2022 году в стране было много изменений в регулировании в сфере ВЭД, в том числе вышло Постановление Правительства РФ № 839 от 09.05.2022, закрепившее льготу для приоритетных инвестпроектов. Данная льгота позволяет беспошлинно ввозить импортные материалы, сырье, оборудование, комплектующие и запасные части к нему на территорию России.
Основное условие предоставления льготы – объем капиталовложений в проект должен составлять не менее 250 млн рублей. Кроме того, проект должен быть включен в Перечень Правительства РФ и соответствовать приоритетному сектору экономики (всего более 70 секторов). Важно учитывать, что товары не должны производиться в ЕАЭС или производиться в недостаточном количестве и должны использоваться по целевому назначению исключительно для реализации инвестпроекта. В то же время на практике сумма льготы может достигать 300-500 млн рублей на один проект – и это только в виде экономии от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Еще одна интересная особенность льготы заключается в том, что ее могут получить не только сами инвесторы, которые вкладываются в проект, но и их подрядчики, то есть компании, которые исполняют те или иные услуги или участвуют в определенных процессах и могут сами ввозить товары для выполнения тех или иных задач.
Наконец, минимальные и максимальные объемы льготы не установлены. Требования по денежным объемам применяются только к сумме капиталовложений, озвученной выше. Тем не менее, чтобы пройти все этапы, необходимо закладывать 4-5 месяцев в общий таймлайн. Сначала Минпромторг РФ рассматривает и утверждает паспорта проекта и согласовывает Реестр товаров (1-2 месяца), затем Минэкономразвития РФ запрашивает дополнительную информацию, проводит оценку проекта, готовит и выносит на Рабочую группу по ТТР (1 заседание проходит каждые 10 дней, поэтому весь процесс занимает около месяца). После этого Подкомиссия по ТТР занимается одобрением инвестпроекта и подготовкой проекта распоряжения Правительства РФ (заседания проходят примерно 1 раз в месяц, поэтому весь процесс занимает примерно 1,5 месяца). Далее Правительство РФ в течение трех недель рассматривает включение инвестиционного проекта в перечень для целей применения льготы и утверждение реестра товаров. На финальном этапе Минпромторг РФ в течение 10 рабочих дней выдает заключение о целевом использовании товарв.
Следует отметить, что предоставление льготы означает условный выпуск товаров и подразумевает выполнение ряда требований: таможенный контроль целевого использования товаров (документальный контроль движения и использования, фактический контроль товаров на складах и иных местах хранения) и необходимость подачи отчетности о движении и использовании товаров, ввезенных с применением льготы, в таможенные органы два раза в год. Также нужно быть готовым разработать план действий для случаев нецелевого использования товаров и проработать прозрачные договорные отношения между подрядчиками и инвестором для целей определения ФОИВом конечного бенефициара льготы и расчета финансового эффекта от экономии средств при применении данной льготы.
Секторальные ограничения и структурирование поставок
Ввиду обострения геополитической ситуации бизнес стал сталкиваться с трудностями в части выстраивания цепочек поставок. Многие компании начали прорабатывать альтернативные варианты поставок либо на экспорт, либо на импорт в Россию, в том числе через различные торговые дома, которые начинают создавать дополнительные трейдинговые структуры, чтобы максимально отдалить Россию от изначального поставщика или конечного потребителя товаров.
При встраивании дополнительных структур участники ВЭД часто забывают, что могут возникать проблемы с точки зрения возможности выступать декларантом товаров, поскольку не всегда эти структуры наделяются соответствующими полномочиями. Помимо этого, участники ВЭД могут потерять возможность сохранения различных таможенных льгот при переструктурировании цепочек поставок.
В марте 2022 года вышло Постановление Правительства РФ (№ 311 от 09.03.2022), согласно которому более 120 наименований товаров попали под запрет вывоза из России за пределы ЕАЭС, что повлекло за собой ряд негативных последствий. Например, в тех случаях, когда ремонт оборудования возможен только за пределами страны, оборудование нужно вернуть иностранному поставщику, нет прав на дальнейшее использование продукции в России и т.д. В качестве решения было предложено получать индивидуальное разрешение на вывоз. Для этого необходимо пройти пять основных этапов:
- Подача обращения в Минпромторг РФ.
- Рассмотрение обращения Минпромторгом РФ, включая профильные департаменты.
- Подготовка и передача проекта доклада в компетентные ФОИВы.
- Визирование доклада в Минпромторге РФ.
- Направление и согласование доклада в Правительстве РФ.
Исходя из практики, компаниям следует закладывать на весь процесс получения индивидуального разрешения на вывоз не менее трёх месяцев.
Таможенные проверки и споры
Одним из основных нарушений в 2023 году и первом полугодии 2024 года являлась некорректная классификация товаров. Правильный классификационный код в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС влияет на размер таможенных платежей, применение запретов и ограничений, использование льгот и преференций и исключает риск привлечения к административной и уголовной ответственности.
Практика последних лет показывает, что триггерами для инициирования проверочных мероприятий чаще всего становятся: противоречивые сведения в документах, отличие кода в экспортной декларации от заявленного кода ТН ВЭД в проверяемой ДТ, применение системы управления рисками, применение иных кодов ТН ВЭД на аналогичную продукцию другими импортерами, уточнение классификационных признаков (недостаточность документов), а также наличие судебных решений, решений Евразийской экономической комиссии и разъяснений ФТС России.
Наиболее часто запрашивают техническую документацию, чертежи, схемы товаров, фотографии, схемы производства, информацию о получении предварительного классификационного решения и заключения экспертов. При этом предоставленные документы и пояснения не снимают у таможенного органа вопросы, что может привести к назначению таможенной экспертизы.
В качестве проактивных мер рекомендуется заранее подготовить пакет документации, подтверждающей все классификационные признаки, следить за актуальностью технической документации, контролировать соответствие описания в 31 графе технической документации, получать заключения экспертов и предварительные решения о классификации. На стадии проведения экспертизы необходимо ходатайствовать о постановке дополнительных вопросов эксперту, предоставлять информацию и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы, а затем – о проведении повторной экспертизы.
На сегодняшний день сохраняется масса разночтений и разных позиций к подходам классификации товаров. К сожалению, негативные результаты по итогам проведения таможенного контроля нередко возникают вследствие нечеткого регулирования и некачественной юридической техники исполнения нормативно-правовых актов. Отличительная положительная сторона компаний нефтегазовой отрасли заключается в ее проактивности и профессиональном отстаивании своих интересов как на этапах проверки, так и в судебной плоскости.