Усложнение путем упрощения
Как замедлить бизнес-процессы на топливном рынке и сделать тарифы непредсказуемыми
Не могу молчать. Хочу поговорить на тему, которая представляет интерес для очень узкого круга специалистов, но затрагивает интересы и биржевых продавцов, и СПбМТСБ, и регуляторов (ЦБ РФ и ФАС), и, конечно, всех покупателей на бирже. Даже если они сейчас "не в теме", будущее наступит, и им придется столкнуться с неизбежным — с ОТП.
Яндекс-такси для цистерны
Начнем с азов. ОТП – это оператор товарных поставок. Идея была в том, чтобы формализовать и унифицировать бизнес-процессы на биржевой площадке, клиринге у поставщиков и покупателей, сделать их прозрачными. По существу, это цифровая платформа, где осуществляется проведение, контроль и учет товарных потоков возникших по результатам биржевых торгов.
На ОТП, по задумке, должно было лечь взаимодействие со сторонами, заключившими сделку в ходе биржевых торгов, благодаря подключению к информационным системам РЖД. Это должно было позволить перевести в электронный формат весь документооборот, связанный с поставкой по железной дороге биржевого товара — то, на что очень много времени тратили компании посредники и поставщики, потому что по существующим правилам налогового учета в Российской Федерации неважно, что у вас написано в дополнительном соглашении, неважно, какие деньги и бухгалтерские документы (универсальный передаточный документ (УПД), счет фактуры и акты) вы между собой подписали. Для ФНС единственным доказательством факта поставки является железнодорожная накладная с отметкой станции назначения, и одному богу известно, сколько миллионов человеко-часов было потрачено на то, чтобы добыть и предоставить заверенные копии накладных по непрерывным запросам налоговой.
Кроме того, данный интерфейс, по мысли авторов, должен был позволить отслеживать дислокацию цистерны практически в режиме реального времени. И, по планам, покупатель и грузополучатель получал в свой рабочий компьютер аналог Яндекс-такси, только для цистерны.
Предполагалось, что, получив информацию об отгрузке, и зная планируемую дату прибытия, грузополучатель обретет возможность планировать и оптимизировать работы, связанные со сливом цистерн и отправкой порожних вагонов в нужную поставщику точку. Был проведен тест работы программы и стороны взаимно отчитались, о том, что пилотный проект прошел успешно.
Однако за прекрасными отчетами не заметили подводных камней, которые в данный момент не упрощают, а наоборот усложняют и перегружают бизнес-процессы у покупателей.
День "Т"
Все биржевые покупатели привыкли к простой формуле. Т – день биржевой сделки. Т+2 – это день, когда по сделке покупателем должны быть предоставлены отгрузочные реквизиты поставщику. Т+5 – это день, когда покупатель должен исполнить обязательства по оплате товара и транспортной составляющей в адрес поставщика.
Эта формула работала многие годы, можно сказать десятилетия, и участники рынка привыкли к ней. Однако введение оператора товарных поставок внесло коррективы.
Теперь реквизиты ОТП ты должен представить не до конца второго рабочего дня следующего за днем сделки, а в конце первого рабочего дня следующего за днем сделки. Конечно, это мелочь, но ухудшение условий по предоставлению реквизитов произошло за счет интересов биржевого покупателя. И в этот момент, говорить об унификации биржевых процессов стало неловко.
Купил на базисе ОТП – одни правила. Купил на базисе "не ОТП" на той же станции — правила совсем другие. Забыл, перепутал, не знал – никому не интересно. Дефолт и штраф.
Кроме того, появление двух разных базисов у одного производителя позволило биржевым продавцам с середины 2023 года и первом полугодии 2024 года вести не очень чистую игру. Сегодня я продаю через ОТП, а завтра нет. И покупатель был дезорганизован, на каком именно базисе сегодня будут продавать, и по какой стартовой цене. Кроме того, такая практика дала возможность манипулировать ценами. На одном и том же нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) разница цены в окне ОТП и на обычном базисе могла достигать 1000 рублей за тонну.
Как в недорогой торговой сети
Теперь самое интересное. Повторю, ОТП – это система призванная унифицировать бизнес-процессы. Однако, если ты покупаешь на обычном базисе, тут действуют одни тарифы на железнодорожные перевозки, тот самый прейскурант 10-01, который является общепринятым, и который можно рассчитать на сайте биржи в разделе . Однако практика ОТП пошла по другому пути. Чтобы было понятнее, опишу на примере.
Предположим, вы купили 65 т дизельного топлива на каком-то базисе. Логистическая составляющая по прейскуранту 10-01 на сайте биржи — условные 5000 рублей на тонну с НДС. Итого, за тариф вы должны заплатить 65*5000=325 тыс. рублей. А теперь внимательно следите за руками.
Как правило, биржевая норма отгрузки меньше. Иными словами, вы купили и оплатили 65 т, а отгрузили вам 61 т. Это не нарушает правил биржи. Вам выставляют УПД на товар по цене, по которой вы купили в ходе биржевых торгов, а транспортную составляющую вам выставляют не за 61 т товара, а за 65 т. То есть 325 тыс. рублей мы делим на фактически отгруженный товар 61 т и получаем железнодорожный тариф не 5000 рублей за тонну, а уже 5 328 рублей.
Вы говорите об унификации процессов, но я почему-то вижу обман на пустом месте. Это если мы говорим, что отгрузили нам условно 61 т. А бывает, что грузят и 55 т. Тогда жд-тариф составит не расчетные 5000 рублей, а уже 5910. Покупатель переплачивает за каждую тонну отгруженного товара 910 рублей.
Что самое печальное, то, от чего уходили, и то, куда по мысли должны были прийти, к сожалению, не сбылось. Я не знаю, куда смотрела и о чем думала трейдинговая компания, которой доверили участвовать в пилотной поставке, но не заметить такое невозможно.
Получается вместо прозрачности, покупатель получает товар по цене, которую он узнает только в тот момент, когда отгрузка состоится. Это напоминает мне недорогие торговые сети, где цена на полке может сильно отличаться от той, которую вам пробьют на кассе. Но если в торговой сети вы можете отказаться от покупки товара, который оказался гораздо дороже, то при биржевой сделке такой опции нет.
Быстрее нельзя
Итак, мы нашли уже два ключевых момента отсутствия унификации бизнес-процессов для покупателя, а именно это декларировалось как основная цель внедрения ОТП. Не устали? Продолжаем.
Обычные биржевые сделки подлежат наполнению деньгами покупателя на пятый рабочий день с момента сделки (Т+5). Часто бывает так, что покупатель заинтересован в том, чтобы произвести оплату не на пятый или четвертый, а на первый или второй день, и "подняв сделку" в клиринге, обеспечить более быстрое прохождение документов по данной сделке в нефтяной компании и более быстрый срок отгрузки в адрес грузополучателя. Иногда это имеет важное значение, в принятии решения при биржевой сделке.
Однако в случае с ОТП это невозможно, сделка в клиринге появляется только на четвертый день, и, соответственно, неважно, когда ты оплатишь сделку (раньше или позже), на время прохождения документооборота в нефтяной компании (владельце ресурса) это не влияет. Это маленький, но очень большой минус для тех покупателей, для которых срок отгрузки имеет значение.
Платит грузополучатель
Теперь к самому сложному – к простоям. Утверждаю, что в большинстве случаев в задержках обработки груза на станциях назначения, как правило, нет вины грузополучателя. Если вагоны поступают на станцию назначения ритмично, учитывая особые отметки по желаемым датам отгрузки с НПЗ. Если исправны локомотивы, обеспечивающие подачу и уборку цистерн с путей общего пользования на пути грузополучателя и обратно. Если собственником вагона сформирована и загружена в автоматизированную систему подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки РЖД по территории России (ЭТРАН) инструкция о пункте назначения порожней цистерны и отсутствуют ограничения со стороны РЖД на прием и отправку порожних цистерн. Тогда вагоны, как правило, сливаются в нормативные сроки.
В нынешних условиях это скорее фантастический случай, чем реальность, окружающая нас. Если РЖД не хватает исправных локомотивов – платит грузополучатель. Если собственник вагона сознательно или по разгильдяйству не создал заготовку на возврат – платит грузополучатель. Если РЖД не принимает вагон к перевозке – платит грузополучатель.
До появления ОТП был принят механизм, когда поставщик направлял покупателю претензию, где в разумные сроки, была возможность документально доказать отсутствие вины грузополучателя в сверхнормативном простое цистерн, и достаточно солидная часть претензий отзывалась. При недостижении согласия стороны имели возможность обратиться в арбитражный суд, который мог принять мотивированное решение на основании всех предоставленных документов. Введение ОТП фактически отменило данную практику.
Теперь на мотивированный ответ дается семь суток, после чего штраф взыскивается принудительно с клирингового счета. Самое интересное в этой связи, что при выставлении штрафа и его взыскания не рассматриваются обстоятельства, вызвавшие сверхнормативный простой. Простоял вагон на станции более двух суток, не считая день прибытия, – штраф автоматически списывается. Также комплект документов, позволяющих оспаривать простой из-за отсутствия вины грузополучателя, неполный. В списке только:
- ГУ-45 – ведомость приемо-сдатчика, проще говоря ведомость при перестановке вагонов с пути общего пользования на пути необщего;
- ГУ-46 – документ, регламентирующий отношения грузополучателей и компаний, отвечающих за маневровые работы по договорам уборки-подачи и пр.
- ГУ 46, которые могут быть применимы, если, допустим, накрутили пару дней в претензии.
Причем в правилах торгов также нет ссылки на акт общей формы!
Также при покупках в обычном режиме был отработан и понятен механизм в части замены реквизитов грузополучателя в случае каких-либо происшествий на станции назначения (ремонты, авария и т.д.). В случае с ОТП данная процедура не отработана и нет регламентов, определяющих алгоритм взаимодействия между покупателем, поставщиком и ОТП.
Финализируя все вышесказанное. ОТП, конечно, это шаг вперед, система, которая при правильной донастройке, облегчит и упростит весь процесс следующий за биржевой сделкой, но она требует большой доработки. Доработка должна быть проведена с участием широкого круга участников торгов, особенно в части унификации и формализации всех бизнес-процессов. Пока что, если ситуация не прописана, она, как правило, толкуется не в пользу покупателя. Документооборот не упрощается, а усложняется. И самые вопиющие моменты, такие как непредсказуемый жд-тариф, должны быть полностью исключены из бизнес-практики.