Третий из крупнейших

В Индии ожидается резкий рост спроса на нефть

Третий из крупнейших
Фото: Parth Sanyal / Reuters

Индия за последние два года стала вторым по величине покупателем российской нефти. Возросшее значение данного рынка заставляет пристально присмотреться к перспективам развития собственной добычи в этой стране, а также – оценить развитие местного потребления и нефтепереработки. Кроме того, важно знать, откуда Индия традиционно получает жидкие углеводороды (ЖУВ), какие поставщики могут стать конкурентами для России в обозримом будущем.

Запасы нефти

Доказанные запасы нефти в Индии по состоянию на конец 2022 года составляли, по данным Министерства нефти и природного газа, 651,8 млн т. На месторождениях на суше этот показатель составил 396 млн т (60,7% от запасов). Крупнейшими из них обладают штаты Ассам (148,6 млн т), Гуджарат (117,9 млн т) и Раджастан (103,7 млн т)(Рис 1).

Рис 1

На шельфовые месторождения приходится 39,2% запасов страны, или 255,8 млн т. Крупнейшей областью по уровню запасов нефти является западный шельф – 216,6 млн т, расположенный в Аравийском море, в районе Камбейского залива (месторождения Panna-Mukta и Mumbai High). Разработку месторождений осуществляет Oil and Natural Gas Corporation (ONGC).

Значительно меньшими запасами нефти располагают месторождения восточного шельфа, расположенные на побережье штатов Андхра-Прадеш и Тамиланд. Запасы оцениваются в 41,6 млн т (7% от общих).

Добыча и переработка

По данным Международного энергетического агентства, Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Совместной инициативы по нефтяной статистике (JODI), в 2022 году на территории Индии было добыто 29,4 млн т нефти, или 0,59 млн баррелей в сутки, что на 1,6% меньше уровня предыдущего года.

Увеличение добычи нефти возможно, в основном, за счет глубоководной разработки нефтяных и газовых месторождений KG-DWN98/2, расположенных в глубоководье бассейна Кришна-Годавари, в Бенгальском заливе у побережья штата Андхра-Прадеш. Так, по оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, добыча нефти в Индии к 2025 году составит около 0,72 млн баррелей в сутки, что на 22% больше уровня 2022 года. Однако, в связи с истощением действующих месторождений, к 2040-му добыча углеводородов в стране уменьшится на 31,2% (к уровню 2025-го) до 0,5 млн баррелей в сутки.

На середину 2022 года в разработке находилось 321 нефтяных и газовых месторождений, большая часть которых расположена в штатах Раджастан и Гуджарат, а также на шельфе Аравийского моря и Бенгальского залива. Традиционным районом нефтедобычи является также северо-восток страны (штат Ассам).

В 2022 году 51,2% добычи нефти обеспечено за счет разработки шельфовых месторождений. Крупнейшим из них является структура Western Offshore или Мумбай (Бомбей) Хай. В 2022-м на ней добыто 0,27 млн баррелей в сутки нефти. Оператором разработки месторождения является государственная ONGC.

В том же году ONGC и еще одна государственная добывающая компания Индии Oil India Ltd. (OIL) добыли 77,3% нефти в стране: 393 тыс. баррелей в сутки (6,7% добычи в стране) и 62 тыс. баррелей в сутки (10,5%) соответственно.

Особенностью нефтяной отрасли Индии является то, что большая часть сырья идет на переработку, после чего часть полученной продукции направляется на экспорт. Так, по данным JODI и ОПЕК, в 2022 году экспорт нефтепродуктов составил 1,34 млн баррелей в сутки (62,3 млн т в год), в том числе дизельного топлива – 652 тыс. баррелей в сутки (30,2 млн т в год) и авиационного керосина – 298 тыс. баррелей в сутки (13,1 млн т в год).(Рис 2)

Рис 2

Основными производителями нефтепродуктов ранее были предприятия государственного сектора, однако в настоящее время идет активное проникновение иностранных инвесторов на индийский энергетический рынок(Рис 3).

Рис 3

По данным Министерства торговли и промышленности Индии, в 2022 году страна импортировала 4,51 млн баррелей в сутки (по оценкам ОПЕК – 4,58 млн баррелей в сутки), что на 38,1% выше уровня 2021 года. Доля импорта в первичной переработке нефтяного сырья превысила 90% (в 2021-м – 87,9%).

Автомобили разгоняют импорт

На начало 2023 года Индия являлась третьим крупнейшим импортером нефти в мире после Китая и США. Так, по данным ОПЕК, если удельный вес Индии в мировых поставках на начало 2010-го составлял всего 6,5%, то к концу 2022-го данный показатель увеличился на 3,8 п.п. – до 10,3%. Произошло это в результате повышения спроса на нефтепродукты со стороны населения и падающей добычи. В дальнейшем, указанные процессы продолжатся.

Так, по оценкам Wood Mackenzie, к 2040 году добыча нефти в стране снизится на 37,4% (к уровню 2020-го) – до 0,5 млн баррелей в сутки. В то время как спрос на жидкие углеводороды вырастет в два раза – до 9,6 млн баррелей в сутки. ОПЕК дает еще более впечатляющий прогноз: рост спроса в 2,2 раза – до 10,2 млн баррелей в сутки.

При этом в результате активной автомобилизации населения наибольший спрос придется на дизельное топливо и автобензины. Можно констатировать, что к 2040 году внутренней добычей будет обеспечено только 5,2% (в 2010-м – 27,1%) потребления жидких углеводородов(Рис 4).

Рис 4

В стране нет значительных мощностей по выпуску электромобилей, а сырье для производства электробатарей приходится импортировать, поэтому автомобили с двигателем внутреннего сгорания будут в обозримой перспективе абсолютно доминировать в автомобильном парке Индии.

Развивающийся строительный сектор и многочисленные международные и национальные инфраструктурные проекты окажут содействие наращиванию спроса на дизельное топливо. Заметим, что в настоящее время указанный нефтепродукт используется и в электроэнергетике.

Российский фактор

До начала специальной военной операции на Украине основной объем импорта обеспечивался за счет поставок из стран Ближнего Востока (в 2021-м – 62,9% поставок, в 2022-м – 60%) – Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта. Начиная с марта 2022 года, в связи с санкционным давлением на нашу страну со стороны Европейского союза и государств, входящих в "Большую семерку" и достаточно низкими ценами на российскую нефть, Индия начала наращивать поставки сырья из России.

Так, по данным Министерства нефтяной и газовой промышленности Индии, в августе 2023 года среднемесячная импортная цена на нефть из России составляла $74,5 за баррель, что на 7,2% ниже стоимости на иракскую и 18,7% – саудовскую нефть. [Отметим, цена разных сортов отличается вне зависимости от политического фактора, как видим в данном примере: нефть Саудовской Аравии продавалась дороже иракской – ИнфоТЭК]. Также стоит отметить, что жидкие углеводороды из России продавались на $6,1 за баррель ниже средней цены(Рис 5).

Рис 5

В 2022 году Россия увеличила экспорт нефти в Индию в 8,6 раза до 0,63 млн баррелей в сутки, а в январе-октябре 2023-го – стала крупнейшим поставщиком нефти в этой стране, направив 1,71 млн баррелей в сутки, в то время как Ирак – всего 0,97 млн баррелей в сутки, что на 7,5% ниже среднего уровня 2022 года(Рис 6). Таким образом, доля нефти из России в первичной переработке нефтяного сырья c января 2022-го по октябрь 2023-го выросла c 1,2% до 29,8%, тогда как стран Ближнего Востока – сократилась с 45,9% до 37,1%.

Рис 6

В связи с увеличением мощностей первичной переработки нефтяного сырья и вероятным снижением периода доставки товаров из России в Индию с 35-40 дней через Суэцкий канал до 17, в результате введения морского коридора Ченнай-порт Восточный (г. Владивосток), экспорт нефти из нашей страны в Индию может превысить уровень 2 млн баррелей в сутки. Кстати, по сообщениям Argus, в феврале 2024 года индийская компания HPCL ввела в эксплуатацию установку по переработке высокосернистых сортов жидких углеводородов из России и государств Латинской Америки на своем НПЗ в Вишакхапатнаме (шт. Андхра-Прадеш).

Другие поставщики

Страны Африки также являются важным источником сырой нефти для Индии – в 2022 году они обеспечили 9,5% (в первом полугодии 2023-го – 4,5%) первичной переработки нефтяного сырья. Ведущими поставщиками являются Нигерия, Ангола и Республика Конго. Ожидается, что к концу 2024-го доля нефти из данного региона уменьшится до 3% от переработки – в основном за счет сокращения добычи в Анголе, а также снижения вывоза нефти из Нигерии, в результате ввода в эксплуатацию собственного НПЗ в г. Лагос и увеличения поставок в страны Европейского Союза.

В 2022 году ввоз нефти из Латинской Америки составил 0,27 млн баррелей в сутки, или 5,4% от поступления нефти на нефтеперерабатывающие заводы Индии. Импорт из Мексики и Бразилии занимал значительный удельный вес в поставках высокосернистой нефти в Индию. В то же время, в средне- и долгосрочной перспективе добыча в Мексике будет уменьшаться, что в сочетании с сокращением выпуска ЖУВ в Венесуэле может привести к сокращению закупок тяжелой нефти из Латинской Америки. Отчасти данные поставки могут компенсироваться наращиванием добычи и экспорта нефти из Бразилии. Так, по прогнозу ОПЕК, производство ЖУВ, включая газовый конденсат, к концу 2045 года (к уровню 2022-го) в Мексике упадет на 22,5% (до 1,6 млн баррелей в сутки), тогда как в Бразилии – увеличится на 41,2% (до 5,24 млн баррелей в сутки).

Также снижение поставок высокосернистой нефти может быть замещено после завершения работ по проекту расширения трубопровода Транс-Маунтин к концу 2024 года, что позволит увеличить поставки канадских ЖУВ на тихоокеанское побережье США. Также, растущий избыток углеводородов в Соединенных Штатах должен привести к выходу американских компаний на новые рынки, одним из которых может стать индийский.

Малайзия (в основном за счет реэкспорта иранской нефти) является крупнейшим поставщиком жидких углеводородов в Индию среди стран Азиатско-тихоокеанского региона, за ней следует Бруней. Низкосернистые сорта из стран АТР перерабатываются преимущественно на НПЗ восточного побережья Индии.

Таким образом, российские нефтяные компании могут заметно расширить свою долю в импорте жидких углеводородов Индии, частично заняв высвобождающиеся ниши стран Ближнего Востока.

Об авторе

Дмитрий Кондратов
Дмитрий Кондратов
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Все статьи автора

Аналитика на тему