Site icon ИнфоТЭК

Трамп 2.0 и мировая энергетика

Второй президентский срок Дональда Трампа может значительно повлиять на мировые энергетические рынки. Первый его срок был отмечен политикой "энергетического доминирования", направленной на расширение добычи нефти и газа, а также пересмотр экологического регулирования. Теперь рынки задаются вопросом: продолжит ли Трамп придерживаться прежнего курса или прибегнет к более радикальным мерам?

"Drill, baby, drill" против реалий рынка

Судя по заявлениям в ходе предвыборной кампании, Трамп вновь планирует добиваться увеличения добычи нефти и газа в США. Достичь этого предполагается в том числе за счет открытия для бурения федеральных земель и вод, а также сокращения площади природоохранных зон. Назначение экс-губернатора Северной Дакоты Дуга Бургума на пост министра внутренних дел означает, что Трамп намерен в короткие сроки приступить к реализации данных планов.

Дерегулирование и поддержка нефтедобычи со стороны администрации Трампа могут стимулировать рост буровой активности, однако структурные изменения в нефтяной отрасли США ограничивают возможности быстрого увеличения добычи. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в августе 2024 года добыча нефти в Соединённых Штатах достигла рекордных на тот момент 13,4 млн баррелей в сутки, но темпы роста заметно замедлились по сравнению с допандемийными годами. Согласно оценкам StanChart, в 2024 году ожидается увеличение добычи всего на 630 тыс. баррелей в сутки, а в 2025 году — лишь на 300 тыс. баррелей в сутки. В качестве возможных причин стоит выделить смещение фокуса с агрессивного бурения на финансовую дисциплину в сланцевой отрасли США. Кроме того, основные месторождения, такие как Пермский бассейн, сталкиваются с проблемами истощения ресурсов, сокращением количества буровых установок и усложнением геологических условий, что сдерживает долгосрочный рост добычи.

Несмотря на возможную благоприятную политику администрации Трампа, указанные структурные барьеры создают ограничения для ускоренного роста объемов добычи. По последним оценкам EIA, средний объем добычи нефти в США в 2024 году составит до 13,23 млн баррелей в сутки, а в 2025 году увеличится до 13,53 млн баррелей в сутки, что предполагает лишь незначительное улучшение предыдущего прогноза. В то же время Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что в 2024 и 2025 годах Штаты будут лидировать по росту поставок среди стран, не входящих в ОПЕК+, на 1,5 млн баррелей в сутки.

Ястребиная политика и СПГ

Потенциальная политика администрации Трампа в области СПГ направлена на стимулирование роста экспорта за счет упрощения регулирующих процедур и ускорения процесса одобрения новых экспортных терминалов. Такие газовые компании, как Energy Transfer, Commonwealth LNG и Sempra, уже выразили уверенность в том, что эти меры ускорят процесс получения экспортных разрешений. Однако реальное увеличение объемов экспорта американского СПГ будет во многом определяться динамикой спроса на энергоресурсы на мировых рынках.

На фоне постепенного отказа от поставок российских энергоресурсов Европа демонстрирует интерес к американскому СПГ. После эскалации российско-украинского конфликта европейские закупки СПГ уже заметно выросли: с 81 млрд куб. м в 2021 году до рекордных 131 млрд куб. м в 2023 году. Однако рассчитывать на долгосрочный устойчивый спрос со стороны Европы не приходится, поскольку он может достичь пика в ближайшие годы на фоне структурного снижения потребления газа в европейском электроэнергетическом секторе. В Азии аналогичная ситуация: перезапуск атомных электростанций в Японии и расширение мощностей ВИЭ в Южной Корее ограничивают потенциал устойчивого спроса на американский СПГ со стороны развитых стран региона. Согласно прогнозам МЭА, ключевыми драйверами ростам мирового спроса на СПГ станут Китай и Индия. Однако поставки американского СПГ в Китай могут осложниться из-за "ястребиной" позиции Трампа в отношении Пекина. Возможная эскалация торговых войн способна привести к увеличению китайских тарифов на американский СПГ, как это уже происходило во время первого президентского срока Трампа.

Таким образом, можно заключить, что инициативы Трампа действительно могут облегчить деятельность американских нефтегазовых компаний в сфере добычи и экспорта, хотя остается неясным, насколько существенным будет их влияние на рост объемов добычи и поставок. Даже при благоприятной внутренней политике и сокращении административных барьеров, ключевыми ограничителями реализации амбициозных планов администрации Трампа в топливно-энергетическом секторе станут глобальные рыночные условия и геополитические факторы.

"Зеленая" энергетика под угрозой?

В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно критиковал Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) — одну из ключевых инициатив администрации Байдена.  Основной целью этого закона была поддержка развития американской "зеленой" энергетики посредством многомиллиардных налоговых льгот, грантов и займов, направленных на ускорение внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и продвижение "чистых" технологий. Одним из возможных шагов Трампа может стать отмена "неизрасходованной части" финансирования климатических программ, предусмотренных IRA. По оценкам Politico, из запланированных $145,5 млрд к ноябрю 2024 года администрация Байдена успела израсходовать около $97,5 млрд (67%).

Полностью отменить IRA Трампу будет непросто, поскольку закон пользуется в том числе поддержкой республиканцев.  Согласно исследованию MUFG , основными бенефициарами "зеленых" инвестиций оказались республиканские штаты, которые привлекли $91 млрд против $22 млрд в демократических штатах. Кроме того, проекты "зеленой" энергетики создали более 100 тыс. рабочих мест, значительная часть которых также пришлась на "красные" штаты. В связи с этим, отмена механизма торговли "зелеными" налоговыми льготами, стимулировавшего приток инвестиций в ВИЭ, также маловероятна.

Пересмотр обязательств США в рамках мировых климатических соглашений, вероятно, станет еще одним из ключевых направлений энергетической политики Трампа. США, скорее всего, вновь выйдут из Парижского соглашения, причем этот процесс может пройти гораздо быстрее, чем в прошлый раз. Такой шаг увеличит неопределенность для глобальных "зеленых" инициатив, особенно на фоне растущего климатического скептицизма в Европе, и может ослабить приверженность других стран выполнению климатических обязательств, усложняя достижение глобальных целей по сокращению выбросов и переходу к чистой энергии. В частности, о выходе из Парижского соглашения подумывает и Аргентина.

Наконец риски для мировой "зеленой" энергетики несет эскалация торговых конфликтов США и Китая при Трампе. В последние годы китайские производители оборудования для ветряных и солнечных электростанций заняли доминирующее положение на мировом рынке благодаря успехам в снижении производственных издержек. При помощи тарифов и санкций Трамп будет пытаться снизить зависимость от китайских компаний, что приведет к увеличению затрат на реализацию ВИЭ-проектов

Несмотря на эти вызовы, импульс к развитию возобновляемой энергетики, вероятно, сохранится. По оценкам EIA , рост электрогенерации в США в ближайшие два года продолжит происходить по большей части за счет увеличения мощностей солнечных электростанций. Тем не менее, вероятно, что темпы реализации проектов в сфере ВИЭ замедлятся из-за опасений частных инвесторов относительно будущего направления государственной поддержки отрасли.

Exit mobile version