Site icon ИнфоТЭК

Тонны продукции, а не отчетов

Прошедший Петербургский международный экономический форум расставил новые, хотя и давно озвученные приоритеты для развития экономики России в целом и ее топливно-энергетического комплекса в частности. Состоялись торжественные церемонии подписания контрактов, соглашений о намерениях, сделаны фотографии правильных размеров и разрешений. Обозначены стратегические цели. Однако впереди самое главное – реализация этих бравурных планов. Насколько каждый чиновник и предприниматель будет руководствоваться ими в повседневной деятельности? Как они будут воплощаться на практике, существуют ли для этого пошаговые стратегии? Попробуем разобраться.

Рынок есть – планов не надо?

Возьмем в качестве объекта анализа лишь одно направление – обеспечение топливом российского транспорта. В перспективы водородных технологий и электротранспорта даже не хочется влезать. Вроде бы за ними будущее. Но это будущее несколько туманно, тем более, когда его рисуют не ученые, а чиновники и бизнесмены, претендующие на государственные субсидии. Впрочем, и на глобальном уровне здесь вопросов больше, чем ответов: возможность быстрого и эффективного вытеснения двигателей внутреннего сгорания водородомобилями и электрокарами остается достаточно призрачной. Поэтому оставим футуристические дискуссии научным работникам и профессиональным инженерам.

Если вынести за скобки упомянутые "отрасли будущего", то можно сказать, что система топливного обеспечения нашей страны стоит на трех китах: моторные жидкие топлива (бензин, дизель), сжиженные углеводородные газы (пропан, бутан и их смеси) и метан в различных агрегатных состояниях (компримированный и сжиженный). Основа отрасли – жидкие моторные топлива. СУГ – вроде бы и старый, но имеющий перспективу, более рыночный продукт. Метан – бурно развивающийся сегмент, хотя более субсидируемый государством, нежели воспринимаемый рынком.

При этом в области топливного обеспечения царит полный хаос. В стране строятся новые АЗС, ставятся модули заправки СУГ, за государственный счет возводятся заправки компримированным и сжиженным метаном. А как, где, зачем, с какой целью?

Единой генеральной схемы размещения АЗС не существует, перспективной схемы размещения также нет. Опять надеемся на то, что "рынок все решит"? Такой у нас государственный подход? Возможно, у властей есть более сложные задачи. Но любой научный центр, даже самый прозападно-либеральный, скажет, что отсутствие стратегии ведет к отсутствию решения проблем. Куда мы идем? Зачем? Неизвестно. При этом тратятся огромные средства как на аппарат чиновников, так и на субсидии для строительства различных заправочных станций. А простые граждане абсолютно не осведомлены, в чем плюсы и минусы того же газового топлива…

А нефтехимия и ныне там

Каким же образом последние заявления президента РФ могут повлиять на развитие данных направлений? С сожалением и горечью можно заявить, что никак. Любые благие намерения высшего руководства страны неизменным образом хоронятся на всех уровнях исполнительной и законодательной властей, если только не присутствует прямой контроль со стороны президента. Да и это не всегда панацея – способность наших чиновников объяснить "отрицательный рост" давно известна.

К примеру, сегодня практически остановлен процесс повышения глубины нефтепереработки, хотя необходимые индикаторы прописаны даже в Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года.

На уровне высших эшелонов власти практически ни слова не говорится о газопереработке и переработке угля, а тем более о газохимии и углехимии. А ведь это базовые отрасли, которые создают высокую прибавочную стоимость, а не только получают природную ренту и частично отдают ее государству. Где планы, где перспективы развития данных отраслей? Любое импортозамещение, любые попытки обеспечить экономическую самодостаточность государства невозможны без массового производства широкой гаммы химических продуктов.  Мы же пока делаем упор лишь на добычу и транспортировку углеводородного сырья. Причем сейчас происходит переориентация сырьевых потоков на Восток. Можно не сомневаться, что в Китае и других странах АТР на основе наших углеводородов будут изготавливать множество различных товаров (в том числе высокотехнологичных) с тем, чтобы их нам потом и поставлять. Правильно ли это? В корне нет.

Тот же умный Минфин в упор не замечает данной проблемы. Да, господин Силуанов в ходе ПМЭФ рассказал о том, что чиновников нужно пересаживать на "Лады". Уже пытались в свое время пересадить их на "Волги". Что из этого вышло, известно всем. Даже не касаясь вопроса о технологиях, стоит задуматься: а где мы будем брать пластиковые компоненты для массового производства наших авто? Из Китая повезем, где их штампуют из пластиков, полученных из наших нефти и газа? А может быть, "главному бухгалтеру государства" стоило бы рассказать о том, как он поддержит переработку сырья, как он выделит деньги на ту же газо- и нефтехимию?..  Сколько раз говорили о том, что необходимо развивать данные отрасли, строить новые заводы. Но этого не делали и тогда, когда была возможность с умом распорядиться имеющимися золотовалютными резервами. А сегодня и вовсе значительная часть наших средств заморожена за рубежом в результате бездарной политики Минфина… В итоге теперь никто и строить не собирается, и предоставить деньги на строительство тоже никто не готов.

Под контролем общественности

Еще один камень преткновения – нефтеналивной флот. Его у нас тоже практически нет. Видимо, следует ждать, когда создадут очередное Агентство развития нефтеналивного флота с миллионными окладами… Но скорее всего это будет очередное роснано с нанорезультатом.

Одним словом, необходима коренная перенастройка государственного аппарата. Действующие чиновники не в состоянии ни реализовать стратегию, предлагаемую президентом, ни предложить ничего существенного. Вся их работа заключается в создании отчетов, но никоим образом не нацелена на результат. Деятельность регулятора (причем и финансовая) должна заключаться в реализации конкретных программ и стратегий. И ответственность за эту работу должна быть полная – в том числе и финансовая. Отчеты должны предоставляться не в виде абстрактных фраз, а в штуках, миллионах тонн переработки, построенных судах. В противном случае все благие намерения так и останутся намерениями, а мы получим результат в виде тысяч томов никому не нужных документов о том, как все должно быть хорошо.

Единственным выходом из ситуации видится создание отраслевых общественных объединений. Как Общественный народный фронт контролирует исполнение государственным аппаратом обязательств перед гражданами, так и профессиональные объединения должны взять на себя эту функцию.

Создание саморегулируемых организаций с передачей им части функций государственных органов будет способствовать развитию отраслей промышленности по правильному вектору.

Делегирование полномочий от государства к общественности – единственный выход. Иначе аппарат станет гробовщиком государства.

 

Exit mobile version