США без урана
Подготовились ли Соединённые Штаты к запрету на импорт российского обогащённого урана
На начало 2025 года количество действующих атомных энергоблоков на территории США – 94 (максимальное количество составляло 108), количество строящихся – 0 (ноль). При этом никаких разговоров о свободе предпринимательства и честной конкуренции в этой отрасли речь не идет: в 2013 году федеральное правительство США ввело ограничение на импорт обогащенного уранового продукта (ОУП) из России – не более 20% от общего объема, а в 2024 году было объявлено о запрете импорта из России в США необлученного низкообогащенного урана.
Биполярное расстройство
12 августа 2024 года: Джо Байден подписал закон о запрете на импорт из России в США необлученного низкообогащенного урана. Администрация и американские законодатели неоднократно выражали обеспокоенность относительно того, что США, по их мнению, зависимы от поставок урана из России. Белый дом считает, что это создает риск для экономики США и гражданской атомной промышленности. Администрация надеется на то, что запрет на российский импорт укрепит энергетическую и экономическую безопасность страны за счет снижения, а в конечном счете устранения зависимости от РФ".
17 января 2025 года: заместитель помощника президента США по национальной безопасности Далип Сингх заявил о риске для ядерной энергетики Соединенных Штатов из-за ограничений России на экспорт обогащенного урана. "Россия в ноябре прошлого года ограничила экспорт обогащенного урана, создав риск нарушений в ядерной энергетике у нас и наших союзников. США необходимо внедрить набор принципов, которые объясняют, почему, как, когда и в какой степени США следует применять ограничительные экономические инструменты".
Биполярное расстройство – психическое расстройство, которое характеризуется резкой сменой маниакальных и депрессивных эпизодов.
Конечно, я не самый большой специалист по психическим заболеваниям, но уж очень яркий пример мы наблюдаем. Медики в таких случаях советуют избегать стрессовых ситуаций и запретить алкоголь вместе с прочими наркотическими веществами, но, похоже, что штука-то еще и заразная. Трамповский кандидат на пост министра энергетики на слушаниях в Сенате, 15 января: "Очень печально то, насколько зависимы мы стали от импортированного из России обогащенного урана. Наше нынешнее состояние является печальным положением дел. Нам нужно преодолеть это. Но нам следует преодолеть это без отключения атомных электростанций, которые работают сегодня. Это та сфера, которая требует срочных действий".
Частный атом
Понять, что происходит в головах американского политикума, не очень просто, поэтому предлагаю оценить, как выглядит ситуация в суровой реальности. Прежде всего, необходимо помнить, что, в отличии от России, в Штатах атомная энергетика – частная, атомными электростанциями владеют и управляют компании, в которых нет никакого государственного участия. Функции федерального правительства, которые исполняет министерство энергетики – контроль за ядерными материалами и за режимом работы АЭС, не более того. А максимальная помощь в строительстве новых атомных станций – теоретически возможные налоговые льготы и различные формы поощрения банков с целью предоставления ими льготных условий для частных инвесторов.
История отношений компаний-владельцев американских АЭС с Минэнерго, если честно, может послужить материалом для написания целой серии технотриллеров, и сейчас у нас на глазах разворачивается очередной эпизод.
Правительство США трижды предпринимало попытки овладения технологией обогащения урана по содержанию делящегося изотопа уран-235: в 1940-е годы в рамках "Манхэттенского проекта", в 1960-е, а третья попытка состоялась уже в начале этого века. Она осуществлялась уже фактически за счет владельцев АЭС: в рамках контракта Гор – Черномырдин (он же – "Мегатонны в мегаватты", он же – ВОУ-НОУ, высокообоагщенный уран в низкообогащенный уран) была создана государственная компания United States Enrichment Corporation (USEC), которая приобретала обогащенный урановый продукт из России по ценам, согласованным в рамках межгосударственного контракта, а реализация внутри США шла уже на базе коммерческих контрактов.
Полученная вот таким методом прибыль направлялась на создание газовых центрифуг, вот только закончилось это сначала приватизацией USEC, а затем и ее банкротством по причине неспособности справиться с освоением этой технологии.
В результате в 2013 году, по окончании срока действия договора Гор – Черномырдин, американские владельцы АЭС так и не получили возможность закупать ядерное топливо по американским технологиям, зависимость от иностранных поставок с того времени равна 100%. Единственный завод на территории этой страны носит название URENCO USA, его единственным акционером является европейская компания URENCO, собственниками которой являются на паритетных началах правительства Англии, Голландии и Германии.
URENCO обогащает уран на газовых центрифугах, это ее собственная технология (не заимствована у Минсредмаша или Росатома), которая передаче третьим лицам не подлежит. Завод URENCO USA был введен в эксплуатацию в 2010 году. Его производственные мощности покрывают чуть более 20% от спроса внутри США. И то такой результат мы видим лишь после того, как были полностью остановлены 11 атомных энергоблоков, а на их место введено два (оба в составе АЭС "Вогтль").
Контракт окончен
Годом "массового" подписания контрактов между американскими компаниями-владельцами АЭС и внешнеторговой структурой Росатома "Техснабэкспорт" (международное название и марка – Tenex) стал 2014-й. Подробности договоров, разумеется, составляют предмет коммерческой тайны, но известно, что их средняя продолжительность составила десять лет. То есть как раз в прошлом году они и завершились. Именно с этим связан резкий, двукратный, рост объемов импорта российского обогащенного уранового продукта в 2023 году – заказчики выбирали все остатки, накопленные ими за минувшее время.
В силу того, что отношения компаний-владельцев и Минэнерго США безоблачными назвать точно не получится, частники старательно использовали имевшиеся в запретительном законодательстве лазейки. Наиболее популярный вариант: приобретение природной урановой руды в третьих странах с получением соответствующего сертификата происхождения и заказ работы по обогащению у Росатома. Именно по этой причине реальная оценка доли российского ОУП на американском рынке – порядка 30%, о которой, собственно, и ведут свои несвязные речи американские политики.
Если урановую руду можно приобрести на мировом рынке относительно свободно (именно относительно, поскольку 44% мировой добычи урана сосредоточены в Казахстане), то производственные мощности по обогащению распределены следующим образом: Россия – 43%; URENCO – 23%; CNNC (China National Nuclear Corp) – 14%; URENCO France – 12%; URENCO USA – 7% и "прочие" (Пакистан, Иран, Индия, Бразилия, Аргентина, Япония) – 1%.
До лета 2024 года Китай не экспортировал ОУП, стараясь накопить максимально возможные запасы для собственного активно растущего спроса, то есть реальные возможности для удовлетворения американского спроса без Росатома – исключительно заводы URENCO в Европе и в США. Последний по времени опыт строительства завода по обогащению – во Франции, которая возводила Georges Besse 2 с 2006 года по 2016, когда он вышел на полную производственную мощность.
Значимость рынка США
Эксперты отрасли прекрасно осведомлены о таком положении дел, но это, как мы видим, нисколько не помешало закону о запрете импорта российского ОУП пройти все слушания в Конгрессе и в Сенате. На что именно рассчитывали американские политики лично я сказать не в силах: о том, что ликвидировать возникающий дефицит возможно не ранее, чем через 7-8 лет в самом оптимистичном случае, их предупреждал даже генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
Зеркальный ответ от России последовал в ноябре минувшего года: теперь для Росатома поставки ОУП американским компаниям возможны только в случае предоставления исключения со стороны Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Риски получить урон от постановления правительства России для Росатома минимальны: долгосрочные договоры завершены, поэтому ни о каких, даже гипотетических, штрафах говорить не приходится.
Получит ли Росатом урон в виде "возможной прибыли" зависит от темпов работы самого Росатома. Дело в том, что все новые контракты на строительство АЭС имеют дополнения в виде топливных контрактов на весь период эксплуатации реакторов ВВЭР-1200, то есть на 60 лет с возможностью продления на период до 20 лет. Белорусская АЭС в составе двух блоков уже в строю, в наступившем году ожидается пуск первого блока на АЭС "Аккую" в Турции и первого блока на АЭС "Руппур" в Бангладеш, сразу четыре энергоблока активно достраиваются в Китае, еще два в Индии. Список можно продолжать и продолжать. Значимость рынка США становится все меньше.
Как будут справляться со своими проблемами американские компании-владельцы АЭС – им самим и решать, равно как и государству США, которое на прошедшем саммите СОР-28 в ноябре прошлого года заявило о своем плане утроения атомной генерации до 2050 года. Наблюдать за этим мы можем совершенно спокойно – у России и нашего Росатома все в порядке.
Рассмотреть мировой рынок High-Asseu Low-Enriched Uranium (HALEU), ядерного топлива с обогащением по содержанию урана-235 в 19,5% можно и дополнительно, но общий результат и в этом случае все тот же: оптимистичный для России и туманный для Соединённых Штатов в частности и всех компаний, проектирующих атомные станции малой мощности, вообще.