Несмотря на ограничения и вызовы, отечественная нефтесервисная отрасль активно развивается и является одним из крупнейших в России рынков оказания услуг, сопоставимым по объемам с услугами в области связи и коммуникаций. Развитие заключается не только в росте объема рынка, но и в повышении качества и эффективности услуг, а также уровня адаптации к агрессивным внешним условиям. Это говорит об усилении конкурентоспособности и потенциале экспорта на глобальные рынки.
В поисках положительных эффектов
В 2022 году, когда вступили в силу санкции и ограничения в беспрецедентных масштабах, российская нефтесервисная отрасль не только не сбавила обороты, но и установила исторические рекорды по ряду операционных показателей. В 2023 году история повторяется: вполне вероятно, что многие рекорды прошлого года будут побиты. И это несмотря на пессимистические ожидания многих экспертов и наличие значительного числа сдерживающих факторов: количество внешних ограничений растет, дефицит рабочей силы увеличивается, производство высокотехнологичного оборудования пока не вышло на нужный уровень.
Рассматривая международные рынки нефтесервиса, мы видим существенные различия в их объеме и физических характеристиках. Так, например, крупнейшими рынками являются США и регион Ближнего Востока и Северной Африки (Middle East and North Africa, MENA): $100 млрд и $80 млрд соответственно. При этом в США в 2022 году было пробурено 17,6 тыс. скважин при проходке в 83 млн м, в MENA – порядка 3 тыс. скважин при проходке 7,6 млн м. В России рынок нефтесервиса мы оцениваем в $25 млрд, в прошлом году было пробурено 7,9 тыс. скважин (проходка – 26,2 млн м). Такие различия обусловлены как экономикой, так и условиями добычи. Учитывая внушительный объем рынка MENA, динамику его роста, а также опыт и открытость к взаимодействию с зарубежными компаниями, российскому сервису необходимо рассматривать данный рынок как приоритет в плане географической диверсификации.
Драйвером к развитию международной экспансии и ее поддержки со стороны государства также может служить не совсем очевидный факт. Дело в том, что технические трудности и ограничения, связанные с недостатком отдельных технологий и номенклатуры оборудования по ряду направлений нефтесервиса, невозможно решить за счет локального рынка РФ. Широкий спектр номенклатуры не позволяет локализовать для каждой единицы отдельное производство в экономически целесообразных масштабах. В этом случае создание дополнительного спроса за счет оказания услуг на внешних рынках будет понятным и логичным выходом из ситуации, когда реальная потребность в технологическом суверенитете стоит достаточно остро.
В свою очередь, кадровые проблемы могут быть решены путем создания центров обучения в новых регионах ведения деятельности, а также за счет обмена опытом в рамках стажировок и обучения на территории России. Это будет дополнительным важным преимуществом при выборе заказчиком сервиса, привнесшего высокую стоимость в регион.
Нужен отраслевой гигант
Оптимальной видится модель создания в России большого конгломерата на базе крупнейших сервисных активов, который будет работать под единым экспортным брендом и объединять сильнейшие компетенции не только в сервисе, но и в инжиниринге, оказывая услуги под ключ. Безусловно, важную роль тут должны сыграть и ВИНКи, которые уже ведут деятельность за рубежом или планируют это делать. Такая деятельность должна расширяться, что будет создавать условия для захода сервиса на проекты, реализуемые совместно с местными национальными компаниями.
В случае выбора данной стратегии необходимо ориентироваться на опыт международных сервисных корпораций, выстраивая системный, поэтапный подход к развитию компании с целью формирования глобального лидера по услугам в области добычи нефти и газа.
Надо помнить, что история "большой сервисной четверки" (Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford) насчитывает более 100 лет, объединяя в себе вехи развития всех компаний, а также агрессивный рост за счет слияний и поглощений (M&A) в благоприятные периоды. Понятно, что по многим аспектам составить конкуренцию глобальным лидерам будет сложно (а возможно, и неправильно). Но есть ряд рыночных возможностей, которыми следует воспользоваться, чтобы постепенно охватывать новые и новые географии, развивая компетенции в наиболее востребованных направлениях.
Горизонт планирования такого проекта по формированию компании-лидера на международных сервисных рынках, безусловно, долгосрочный. Это не будет быстрой победой, но ожидаемые результаты того стоят: помимо экономических эффектов и развития промышленности в России будут еще косвенные эффекты. В частности – геополитические, так как добавленная стоимость будет распределяться в том числе в регионах присутствия российского сервисного гиганта. Итогом станет укрепление отношений со странами-импортерами.
Не стоит обходить стороной и фундаментальную науку, развитие которой также будет одним из эффектов – за счет роста инвестиций в НИОКР. В конечном итоге это будет способствовать непрерывному появлению собственных уникальных технологий.
Глобальные тренды и внутренний рынок
Если говорить о глобальных рыночных трендах, то мировой спрос на углеводороды, безусловно, продолжит трансформироваться. Но мы точно не станем свидетелями драматического падения потребления даже после 2040 года (мы видим это по ряду сценариев). Скорее, уместно говорить о продолжительной стагнации на фоне видоизменения потребления. Следовательно, глобальный рынок нефтесервиса имеет все предпосылки к долгосрочному росту.
В то же время важно обратить внимание на региональные сдвиги с точки зрения будущего добычи, а именно – на наличие доступных запасов и перспективных ресурсов. В традиционных регионах нефтедобычи рост затрат постепенно будет приводить к снижению рентабельности извлечения сырья. Кроме того, происходит постепенное смещение добычи в сторону шельфа. И сервисные компании обязаны учитывать данные тенденции, предлагать новые решения и технологии. С точки зрения географии большие надежды связаны с африканским континентом, где скрыт колоссальный потенциал.
Выстраивание системы экспорта нефтесервисных услуг не означает, что внутренний рынок должен быть забыт. Скорее наоборот – добыча в России сможет получить дополнительный импульс с точки зрения как технической, так и кадровой оснащенности. Благодаря развитию технологий, с одной стороны, будет поддержано производство в традиционных регионах, а с другой стороны, новое дыхание получат проекты освоения арктических регионов и трудноизвлекаемых запасов, доля которых только растет.