27 августа отмечается День шахтера. Угольная отрасль России показала высокую устойчивость к современным вызовам, во многом благодаря каждодневному труду тысяч людей, занятых в горнодобывающей отрасли. О перспективах развития отрасли, планах по расширению инфраструктуры и переориентации экспортных поставок в интервью порталу ИнфоТЭК в преддверии праздника рассказал заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке угля в России? Эксперты отмечали, что в настоящий момент маржинальность отрасли находится на крайне низком уровне, а для западных портов она и вовсе отрицательна. Ожидаете ли улучшения ситуации?
Ситуация на внутреннем рынке угля стабильна и предсказуема: цены для российских покупателей не растут, в ближайшие пару месяцев потребители начнут создавать запасы топлива перед новым отопительным сезоном.
Маржинальность отрасли действительно снизилась, при этом низкая маржа на западном направлении отчасти компенсируется объёмами, отгружаемыми в восточном направлении.
Наиболее рентабельным направлением поставок угля за границу остаются порты Дальнего Востока, из которых удобнее и выгоднее всего поставлять твёрдое топливо в Китай и Индию. Однако развитие погрузки здесь сдерживает нехватка железнодорожной инфраструктуры.
— Как в настоящий момент обстоят дела с размером дисконта на российский уголь? Удалось ли его снизить? На каком уровне он сейчас находится?
Дисконты на российский уголь к мировым бенчмаркам постепенно снижаются.
Они сильно зависят от качественных характеристик поставляемой продукции и целого ряда сопутствующих расходов. Особенно это касается скидок на коксующийся уголь на всех направлениях экспорта. По энергетическому углю размер дисконтов сведён до минимума и не столь критичен для экономик угольных экспортёров.— Какого уровня добычи и экспорта угля удалось достичь по итогам первого полугодия? Сколько будет по итогам года? Будет ли рост?
За первое полугодие 2023 года добыча угля увеличилась относительно прошлого года чуть более чем на 1%, а экспортные поставки выросли почти на 3,5%. По итогам года планируем сохранить показатели, достигнутые в 2022 году.
— Как сильно может вырасти экспорт и добыча угля в России после завершения всех мероприятий по модернизации БАМа, Транссиба, Восточного полигона? Будет ли Россия отказываться от западных портов, чтобы перенаправить все объемы на Восток? Есть ли в этом смысл?
В рамках федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит" планируется увеличение пропускной способности БАМ и Транссиб до 180 млн тонн для всех видов грузов, включая уголь.
Также, есть поручение Президента, согласно которому утверждён Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В рамках документа утверждён паспорт II этапа проекта развития Восточного полигона, который обеспечит прирост пропускной и провозной способности до 180 млн. тонн.
Одновременно с этим строится частная железнодорожная ветка параллельная БАМу Эльга-Чумикан, мощностью 30 млн тонн.
Однозначно можно утверждать, что добыча, что экспорт к концу десятилетия не будут снижаться, а спрос уже сегодня превышает 200 млн тонн.
Что касается западных портов – об отказе от перевалки угля в них не может идти и речи. Через эти порты идёт отгрузка потребителям как Африки и Ближнего востока, так и в страны АТР, а также Атлантики. Необходимо отметить, что угольные компании благодаря имеющимся мощностям угольных терминалов западных портов постепенно адаптируются к условиям эмбарго на российский уголь и ограничений на Восточном полигоне – экспорт в страны АТР продолжает расти.
— Будет ли Россия и дальше увеличивать портовые мощности для перевалки угля? Как сильно? Что запланировано?
Как я уже говорил, отказываться от западных портов мы не планируем.
С учётом развития ряда проектов по добыче угля, например, на Эльгинском месторождении, морская перевалка угля будет расти. В ближайшие несколько лет перевалочные мощности вырастут ещё за счёт ввода в эксплуатацию портов Лавна, Суходол и др.
К 2025 году мощности крупнейших специализированных угольных и неспециализированных морских портов Приморского края и Ванино-Совгаванского узла составят 213 млн тонн, что значительно превышают пропускную способность целевых параметров Восточного полигона. Но я уже упоминал о II этапе проекта развития Восточного полигона, который обеспечит прирост пропускной и провозной способности до 180 млн тонн в 2024 году.
К 2030 году мощности по перевалке угля составят 308,5 млн тонн.
— В какие страны удалось перенаправить поставки угля? Кто сейчас является основным покупателем? Какие направления вы считаете самыми перспективными?
Угольная отрасль России показала высокую устойчивость к современным вызовам. Практически все экспортные поставки, которые ранее направлялись в Европу, были переориентированы на новые рынки.
Среди крупнейших импортёров российского угля Китай, Индия и Турция. Что касается перспективных стран, то особых перемен не ожидается – это страны АТР и глобального Юга.
– Технически возможно ли, что генерация энергии из угля сможет приблизиться по экологическим показателям к газу или другим энергоресурсами?
Угольные и газовые электростанции в связи с различным компонентным составом топлива имеют разные характеристики и воздействие на окружающую среду. Улучшить экологические показатели генерации энергии из угля, чтобы приблизиться к показателям газа технически возможно.
Например, улучшенные системы очистки отходящих газов, более эффективные и экологически чистые технологии сжигания угля позволяют значительно снизить негативное воздействие угольных электростанций на окружающую среду.
— Как вы относитесь к перспективам развития углехимии? Возможно ли появление и масштабирование таких проектов в России?
Глубокая переработка угля и углехимия – это новый виток в развитии угольной промышленности России. В перспективе углехимия может обеспечить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, получаемой из угля. С этим тезисом согласны все участники рынка.
В настоящее время рассматриваются различные механизмы стимулирования развития углехимии. В частности, утверждена комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла "Чистый уголь – зеленый Кузбасс", в рамках которой ведется исследование по переработке угля и углеродных газов в углеволокно. Ряд российских научных организаций прорабатывают получение из углеродонесущих газов углеродные нанотрубки.
Углехимия в России развивается, конечно, не так стремительно, как нам бы хотелось, но мы считаем, что за глубокой переработкой угля будущее отрасли, особенно в рамках экологической и климатической мировой повесток.
— Как сильно угольная отрасль России отличается от того, что было 20 лет назад? Насколько значителен скачок в области безопасности и экологии?
Угольная отрасль одна из первых полностью адаптирована к рынку. Производство и реализация продукции отрасли осуществляются частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, а финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств.
Проведена масштабная работа по кратному снижению негативного воздействия на атмосферный воздух и водные объекты. Воздействие на окружающую среду, в частности водную среду, как ключевой компонент, снижен почти в 2 раза.
За последние 5 лет нам удалось шестикратно увеличить уровень рекультивации земель от годового нарушения с 5,5%, до 29%.
Промышленная безопасность и охрана труда для нас были и есть в особом приоритете. По этим направлениям работы мы также видим серьезное, кратное изменение показателей в сторону их улучшения. Это касается повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, а также повышения качества подготовки и квалификации работников горнодобывающих предприятий.