Санкции, бензин и электрокары

Основные тенденции на отечественном рынке моторного топлива на фоне глобальных пертурбаций

Санкции, бензин и электрокары
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Автомобильный бензин и дизельное топливо – одна из наиболее острых тем, и здесь хочется сразу успокоить автовладельцев: учитывая, что мировое сообщество ввело экономические санкции против России, ограничивающие в том числе экспорт российской нефти и нефтепродуктов, в ближайшее время на внутреннем рынке РФ не будет дефицита топлива.

Живительные санкции

Часто звучит вопрос: что у нас происходит с топливом, почему цена на него не падает? Но, учитывая 35-процентный рост цен на горючее в Европе, стоило бы радоваться, что у нас его стоимость хотя бы не растет. Так что нет худа без добра, и с санкциями России в некотором смысле даже повезло. Не будь этих санкций, в условиях повышения цен на энергоносители вообще и нефтепродукты в частности на мировом рынке, мы получили бы рост цен, соразмерный европейскому.

При этом российский бюджет в какой-то мере оказался готов к санкциям. Здесь нужно напомнить такой термин, как "налоговый маневр". Суть его заключается в том, что к 2024 году экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны быть снижены до нуля. Однако взамен соответствующим образом увеличивается налог на добычу полезных ископаемых. То есть, не будь налогового маневра, при сокращении экспорта нефти и нефтепродуктов из-за санкций бюджет потерял бы часть доходов от экспортной пошлины. Но благодаря маневру налоговая нагрузка на компании была переключена на НДПИ. Таким образом, государство ничего не потеряет, свои налоги с производителей оно получит именно через данный налог.

Правда, вице-премьер РФ Александр Новак в марте говорил, что при необходимости правительство может отказаться от налогового маневра. Однако замглавы Минфина Алексей Сазанов, также в марте, заявил, что власти не намерены сворачивать маневр, так как он обеспечивает приток бюджетных доходов.

Карусель контрафакта

Есть, впрочем, и определенные риски, вызванные теми же санкциями. Учитывая, что все больше топлива направляется на внутренний рынок, обостряется конкуренция. Отчасти этим и объясняется сдерживание цен.

В то же время мы прогнозируем увеличение доли контрафакта на топливном рынке. Если раньше та или иная нефтебаза направляла нефтепродуктовые полуфабрикаты за границу, то теперь она просто будет выпускать их на внутренний рынок под видом товарного автомобильного топлива.

У Росстандарта сейчас масса дел, связанных с импортозамещением, и в том числе поэтому сейчас резко сократилось число контрольно-профилактических мероприятий на топливном рынке (а во время действия коронавирусных ограничений внеплановые проверки АЗС вообще были запрещены). Это также даст толчок к росту доли некачественного топлива.

Подчеркну, что речь идет именно о малых производителях и сетях АЗС. Вертикально интегрированные компании в контрафакте не заинтересованы, у них его просто нет. Когда мы еще проводили проверки АЗС в рамках мероприятий Росстандарта (я лично проверил более тысячи заправок), очень хотелось уличить ВИНКи в нарушениях, но не удалось. В крупных компаниях очень хорошо налажена система контроля качества (мы, например, посещали отлично оборудованные лаборатории "Роснефти" и "Газпром нефти"), ведь за нарушения можно получить оборотный штраф, что выйдет "себе дороже".

Недобросовестные производители будут приходить к владельцам независимых сетей АЗС и делать им ценовое "предложение, от которого нельзя отказаться". Некачественное топливо по очевидным причинам будет дешевле. Те же продавцы, что не чураются контрафакта, из раза в раз проворачивают одну и ту же схему: по действующему законодательству, в первые два года работы компании плановые проверки на ее АЗС не проводятся, поэтому владельцы фирм, сбывающих некачественное топливо, просто раз в два года меняют юридическое лицо. Если вы видите на заправке цены, которые значительно ниже, чем на АЗС крупных компаний, то на 99% можете быть уверены: здесь либо контрафакт, либо недолив.

Вне зависимости от экономических перипетий, на внутреннем топливном рынке остается проблема недобросовестной конкуренции. И недолив, и продажа контрафакта – это ее инструмент. И пока до контрольно-надзорных органов на государственном уровне это не дойдет, ситуация не изменится.

Как ездить без бензина?

Ни для кого уже не является откровением, что далеко не все транспортные средства используют бензин или дизтопливо. Сейчас становится все более популярной тема электромобилей. В этом секторе действительно многое делается, однако явно недостаточно для существенного роста данного направления. Да, продажи электрокаров увеличиваются, но их общее количество несравнимо с числом автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. По данным ГИБДД, в 2021 году в России на учете было 14679 легковых электромобилей (за вычетом транспортных средств с гибридной силовой установкой). А легковых автомобилей с ДВС – более 64 млн. Пока не будет создана развитая инфраструктура, пока государство не будет стимулировать потребителя к покупке электромобилей, они останутся уделом энтузиастов.

Причем в сфере стимулирования ничего нового изобретать не нужно, все уже придумано. Так, в Европе регулируют и ограничивают производство двигателей внутреннего сгорания. Это своеобразный кнут, но есть и пряник. В разных странах от 10% до 60% стоимости электрокара покупателю компенсирует государство. Где-то также предоставляется налоговый вычет. Фактически государство дотирует пользователей электромобилей.

В России в свое время действовали льготные пошлины на растаможку электромобилей, но затем их отменили. Однако и у нас все же есть система стимулирования, хотя и не на федеральном, а на региональном уровне. Например, в Москве существуют зоны платной парковки, где электромобили можно ставить бесплатно. Более того, для них там предусмотрена и бесплатная зарядка. Это прекрасный механизм стимулирования, но проблема в том, что фактически его действие ограничено МКАДом. А за пределами МКАДа все гораздо хуже – попросту не хватает инфраструктуры.

Еще одна возможность для стимулирования – замена транспортного налога экологическим, когда сумма платежа зависит от экологического класса топлива. Владелец электрокара не будет платить ничего, а собственник старых "Жигулей", использующих топливо класса Евро 0, получит максимальный налог. Переход на такую систему в России обсуждается уже несколько лет, но пока этого сделано не было. Однако я не сомневаюсь, что экологический налог будет введен, это лишь вопрос времени.