Самураи не спешат делать себе харакири
Япония не торопится разрывать экономические связи с Россией
Антироссийские санкции подчеркивают разницу между Востоком и Западом. Хотя Япония сразу же присоединилась к западной коалиции против России, японские политики и крупный бизнес не стали спешить разрывать с нами торгово-экономические связи, прежде всего в сфере энергетики.
В отличие от европейских правительств японское руководство о своих национальных интересах прекрасно помнит и находит в себе силы объяснять партнерам по G7, и прежде всего США, что страна не готова из-за солидарности компенсировать ежегодные потери в $10 млрд в случае ухода из проектов на Сахалине. Японцы прекрасно понимают, что будущий центр развития смещается с атлантического мира в Юго-Восточную Азию, и здесь у них свои приоритеты.
Восток суеты не приемлет
При всем давлении, которое США оказывают на Японию, лишь 4 крупные японские компании (Toyota, Nissan, Bridgestone, Uniqlo) из 168 приняли решение окончательно уйти с российского рынка, что составляет менее 3%.
Показательно, что многие из оставшихся компаний официально поддерживают антироссийские санкции, но занимают осторожную позицию и хотят продолжить свою работу в России. Среди стран "Большой семерки" у Японии самая низкая доля компаний, решивших покинуть российский рынок. Для сравнения: у Британии доля ушедших компаний составляет 48%.
"Не бойся немного согнуться – прямее выпрямишься", – гласит японская пословица. Вот и японский бизнес не спешит хлопать дверью, а новое правительство Японии игнорирует нагнетаемую западными СМИ риторику о якобы двойных стандартах Токио в отношении Москвы, необходимости полного размежевания с Россией, прекращения поставок углеводородов и решительного выхода из проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Арктик СПГ – 2".
Восточная мудрость подсказывает японцам, что сейчас не лучшее время для резких движений против северного соседа. Официально Япония никаких ограничительных мер против импорта углеводородов из России не вводила.
Правительство Японии не планирует упразднять Министерство по экономическому сотрудничеству с Россией, которое одновременно возглавляет министр экономики, торговли и промышленности Японии. Продолжает работать и российско-японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам.
Углеводороды в энергетическом балансе Японии
Практически все виды природных ресурсов Японии приходится импортировать. Лидерство в энергетическом балансе страны делят между собой сжиженный природный газ и уголь, на долю которых в 2021 году пришлось по 31% на каждого.
Япония по импорту угля занимает третье место в мире с потреблением за год в 113 млн т, из которых импорт угля из России в 2021 году составил 13% (14,7 млн т). С мая 2022 года Япония в два раза сократила поставки из России и нарастила закупку у Австралии и Индонезии.
По импорту СПГ Япония занимает второе место в мире после Китая. В 2021 году общий объем импорта СПГ в Японию составил 74,3 млн т. Российский газ, получаемый от проекта "Сахалин-2", составил 8,8% от общего объема импорта СПГ в Японию.
Доля импорта сырой нефти из России (преимущественно с проекта "Сахалин-1") в общем объеме импорта "черного золота" Японии невелика и составляла не более 4%. В 2021 году Россия стала пятым по величине поставщиком нефти, экспортировав всего 6 млн т.
Страна Восходящего Солнца, в отличие от Европы, сдержанно относится к проектам ВИЭ, хотя в прошлом году и приняла повышенные обязательства по уходу от ископаемого топлива и переходу на ВИЭ-генерацию. Если в 2021 году на производство электроэнергии из ВИЭ приходилось 23%, то к 2030 году планировалось достигнуть показателя в 36–38%. Однако сейчас в условиях битвы за традиционные ресурсы Япония предусмотрительно не ставит на энергию солнца и других стихий, чтобы не повторить роковых ошибок Запада. Не способствует отказу от углеводородных источников энергии и настороженное отношение к атомной энергетике, против развития которой выступает большинство японцев.
Блеск золота ярче сияния Будды
Деньги в Японии почитают и хорошо считают. Несмотря на снижение объемов импорта российских углеводородов, его стоимость увеличилась более чем на 45% по сравнению с прошлым годом.
Повышение цен на энергоресурсы и электроэнергию болезненно воспринимается обществом, для которого инфляция, достигшая в апреле этого года невиданных 2,5%, стала ударом и спровоцировала показательный уход всего правительства Японии в отставку. Для сравнения: инфляция в Германии составила 7,4%, а в США – 8,5%.
Рост цен на СПГ уже привел к дефициту электроэнергии в Японии. Меры борьбы схожи с европейскими – токийский оператор электроэнергии Tokyo Electric Power призывает население в преддверии зимы научиться экономить.
В этом году ожидается, что в мире будет произведено 455 млн т СПГ, но 70% из них уйдет покупателям по долгосрочным контрактам, остальные будут проданы на спотовом рынке, цены на котором в условиях борьбы за объемы ставят все новые и новые рекорды.
Как в таких условиях отказаться закупать с Сахалина газ по долгосрочным контрактам и таким низким ценам, которых уже нет и не будет?
Несмотря на оказываемое американцами давление, Япония не торопится в энергетической политике идти по стопам Европы и продолжает полагаться на российский газ. Демарши американской компании ExxonMobil, бросившей проект "Сахалин-1", и англо-голландской Royal Dutch Shell, заявившей о выходе из проекта "Сахалин-2", не впечатлили японцев.
Англосаксы всячески подбадривают Японию, но японские потребители не хотят переплачивать или на себе проверять, смогут ли они, согласно старинному японскому изречению, три зимних месяца согреваться одним добрым (в данном случае – американским) словом.
Японцы готовы наращивать поставки СПГ из США, но не путем отказа от российских поставок. Штаты же в своем стиле закидывают наживку, предлагая японцам проинвестировать их газовую добычу на Аляске. По оценкам, объем инвестиций составит $45–65 млрд, а на реализацию проекта уйдет не менее 4–5 лет. Также придется потратиться на инфраструктуру, да и доставка СПГ с Аляски при расстоянии 5,5 тыс. км будет недешевой.
Вот вам указ
Указ Президента России о переходе прав и обязанностей оператора проекта по производству СПГ "Сахалин-2" от "Сахалин энерджи" российскому оператору "Сахалинская энергия" буквально встряхнул японцев. Закупки СПГ по проекту "Сахалин-2" составляют 8,8% от всего объема импорта сжиженного природного газа Японии. После того как волны от новости улеглись, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии попросило компании Mitsui (доля в проекте – 12,5%) и Mitsubishi (доля в проекте – 10%) остаться в проекте "Сахалин-2" при российском операторе.
Начиная с июля Япония стала постепенно менять свою позицию касательно неприемлемости использования российской нефти и участия в российских нефтегазовых проектах, а также предусмотрительно проинформировала США о планах сохранить свои доли в проекте "Сахалин-2".
Если в июне Япония отчиталась перед Западом о полном прекращении импорта нефти из России, то в июле стало известно о возобновлении закупок. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии не раскрыло точный объем закупленной у России нефти, сместив акцент на то, что данный объем стал на 65% ниже объема, закупленного за тот же период в прошлом году.
К настоящему моменту консорци
ум японских Mitsui и JOGMEC, не прибегая к громким заявлениям, остался в проекте "Арктик СПГ – 2" и продолжает финансировать его строительство пропорционально своей доле в 10%. Если все пойдет по плану, то уже в 2023 году Япония начнет получать СПГ с первой линии проекта в объеме 0,7 млн т в год.Для нас важно, что "Сахалинская энергия" приступила к выполнению операторских функций по проекту "Сахалин-2" и будет получать оплату за поставки СПГ за рубеж через Газпромбанк.
Япония в условиях цейтнота приняла мудрое решение. К настоящему времени все японские покупатели СПГ проекта "Сахалин-2" согласились на перезаключение контрактов с новым оператором.
Как пишут японские СМИ, корпорации Mitsui и Mitsubishi планируют в первой декаде сентября сообщить российской стороне о продолжении участия в проекте "Сахалин-2" при российском операторе. Шансы, что японцы согласятся играть по новым правилам, очень высоки, иначе освободившиеся объемы поставок заберут себе Китай и Индия.
Так что спокойно ждем ответа от Mitsui и Mitsubishi.