Октябрь 2023 года стал периодом роста нефтяных цен. Повышение котировок было в значительной мере обусловлено ожиданиями разрастания конфликта на Ближнем Востоке и втягивания в него исламских государств. Кроме того, нефтяные цены поддерживаются усилиями ведущих стран-производителей – Саудовской Аравии и России, которые продолжают добровольное сокращение добычи. В свою очередь, крупнейшие потребители – западные государства – используют информационные методы давления на рынок. Так, в октябре в западных СМИ периодически появлялись публикации о якобы несоблюдении той или иной стороной соглашений об ограничении добычи, теневых поставках на рынок вместо сокращения добычи и т. п. Однако баланс спроса и предложения соблюдается, в результате прослеживается тенденция к росту стоимости нефти.
Стоимость нефти, выраженная в рублях, в октябре в среднем находилась выше значения 8600 рублей за баррель (см. рис. 1). С учетом разнонаправленной динамики стоимости нефти и курса российской валюты по отношению к доллару проявилась тенденция к снижению стоимости нефти в рублях. Вместе с тем пиковые значения, превышавшие 9 тыс. рублей за тонну, благотворно влияют на процесс пополнения российского бюджета. Значительных изменений пока не предвидится, их можно ожидать только во втором квартале 2024 года. В целом прогноз стоимости нефти на ближайшие полгода составляет 8500–9000 рублей за тонну.
Рис 1(а)
Рис 1(б)
На европейских рынках в связи с окончанием высокого сезона и из-за уменьшения потребления на фоне значительного сокращения деловой активности закрепилась тенденция к снижению стоимости топлива (см. рис. 2). Несмотря на изменения курса рубля, цена топлива ушла с максимальных значений в районе 200 рублей за литр (средняя стоимость бензина на европейских АЗС в прошлые месяцы), снизившись примерно на 10%, до 180 рублей за литр. С учетом уменьшения стоимости топлива в России, европейский рынок оказался еще более привлекательным для поставщиков (цены на нем в три раза выше, чем в РФ).
Рис 2
За счет действий Министерства энергетики, выполняющего поручения Президента и Правительства, стоимость топлива в России стала снижаться (см. рис. 3). Позитивными факторами тут послужили запрет экспорта моторных топлив и усиление контроля со стороны ФАС над розничными ценами на горючее в регионах. После введения моратория на экспорт биржевые цены резко пошли вниз, а регуляторы стали требовать от собственников заправочных станций приведения стоимости топлива к уровню 21 сентября. В итоге за месяц стоимость бензина в среднем по России опустилась с 55,41 до 55 рублей за литр, дизельного топлива – с 64,61 до 64,06 рубля за литр. Схожие тенденции ожидаются как в ноябре, так и в декабре. Январь пока под вопросом в связи со значительными изменениями стоимости транспортировки как железнодорожным (более чем на 10%), так и трубопроводным (более чем на 7%) транспортом.
Рис 3
В целом европейские рынки за счет изменения курса рубля к евро показали более значительную динамику снижения (см. рис. 4). Однако волатильность европейских цен существенно выше, что хуже для потребителей. Уменьшение розничных цен – не совсем характерный процесс для российских АЗС. В РФ, в отличие от европейских рынков, цены таргетируются по инфляции и в долгосрочной перспективе не имеют оснований для снижения. Но, как уже говорилось, значительный "запас сниженной стоимости" по сравнению с ценами иностранных рынков у российской экономики имеется. Тем самым фактически осуществляется безадресная программа субсидирования всех субъектов экономической деятельности. Однако в последнее время звучат предложения о введении адресных субсидий на топливо и о переходе к рыночному регулированию цен. Но до обсуждения на уровне федеральных органов исполнительной власти этот вопрос не дошел.
Рис 4
Самый сложный вопрос – достаточно разнонаправленные движения стоимости нефтепродуктов в регионах (см. рис. 5). Несмотря на то что мы рассматриваем агрегированные данные по федеральным округам, даже в укрупненном виде формируются регионы с разным форматом ценообразования. Причины этого – наличие либо отсутствие нефтеперерабатывающих заводов, различные расстояния до НПЗ, возможности поставок топлива на экспорт либо использования альтернативных видов горючего.
В частности, выделяются регионы, где бензин АИ-92 стоит ниже 50 рублей за литр и где он реализуется значительно дороже. В лидерах по низким ценам остается Приволжский федеральный округ, где на протяжении всего октября АИ-92 в среднем стоил менее 50 рублей за литр.
Ко второй неделе месяца в "клуб ниже 50" вступил Уральский федеральный округ, а к концу месяца – и Сибирский ФО. В лидерах по высоким ценам остаются Дальневосточный ФО (что логично из-за высоких затрат на доставку) и Северо-Кавказский ФО. По последнему возникают вопросы, но они скорее находятся в зоне контроля Федеральной антимонопольной службы.Стоимость 95-го бензина по округам колебалась в начале месяца в границах 55–59 рублей за литр, а к концу месяца диапазон расширился до 53–58 рублей за литр. Лидеры те же – Дальний Восток и Северный Кавказ.
Дизельное топливо в большинстве регионов стоило в диапазоне 60–69 рублей, а на Дальнем Востоке оно перевалило планку 70 рублей и достигало показателя 71,54 рубля за литр. В отличие от других регионов, в ДФО стоимость дизельного топлива росла. Отчасти это связано с более массовым переходом на зимние сорта, отчасти – с логистикой и долгим периодом доставки горючего к местам потребления.
Рис 5(а)
Рис 5(б)
Рис 5(в)
Итак, результат октября для российского топливного рынка положительный. Розничная стоимость топлива начала снижаться. Однако до полного баланса еще далеко. В условиях применения экстренных мер устойчивое существование рынка невозможно. Необходимо принимать системные меры, направленные на стимулирование данного сектора российской экономики.