Рынок остудили, что дальше?

После исторических рекордов, зафиксированных в сентябре, цены на топливо начали снижение

Рынок остудили, что дальше?
Фото: istockphoto.com

К началу октября титаническими усилиями Правительства РФ, принявшего для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов решительный шаг в виде запрета на экспорт товарных бензинов и дизельного топлива, удалось сдвинуть розничные цены на автозаправочных станциях. Первая октябрьская статистика показала, что в конце сентября розничные цены на топливо в регионах начали снижение. Ситуация, согласно поручению вице-премьера Александра Новака, остается на контроле Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы. Причем наблюдать за снижением цен можно будет не только на стелах АЗС, но и на мелкооптовом уровне – на нефтебазах. Последнее в первую очередь связано с контролем уровня цен для сельхозпроизводителей.

В последних числах сентября стоимость бензина АИ-92 снизилась на 19,7% по сравнению с историческим максимумом, достигнутым 18 сентября (70,5 тыс. рублей за тонну), АИ-95 подешевел на 24% по сравнению с пиком, зафиксированным 7 сентября (76,9 тыс. рублей). Дизельное топливо, максимальную стоимость которого мы увидели 19 сентября, подешевело на бирже на 22,1%.
Стоимость нефти, выраженная в рублях, за счет снижения курса национальной валюты вышла на новую величину – более 9 тыс. рублей за баррель. Преодолев данный уровень еще в начале месяца, она затем немного откатилась назад, но к концу сентября достигла 9 284 рублей за баррель (см. рис. 1). Для наполнения бюджета это положительный фактор, однако для внутренних цен на топливо – строго отрицательный. Именно повышение стоимости нефти в рублях, сопряженное с изменениями параметров демпфера, привело к топливному кризису на внутреннем рынке и стало причиной экстренного запрета экспорта товарных нефтепродуктов, введенного с 21 сентября.

Рис 1(а)

Рис 1(б)

Цены на топливо в Европе продолжают расти. Несмотря на различные предпринимаемые меры (к примеру, во Франции) повышение стоимости остановить не получается. Кроме того, мировым рынком еще не отыгран запрет экспорта нефтепродуктов из РФ, который  может привести европейские страны к новым пикам стоимости горючего. Из-за курсовых разниц бензин и ДТ в Европе остаются примерно в четыре раза дороже, чем в России (см. рис. 2). Ситуация удивительная, но с учетом введенного европейского эмбарго на импорт российского топлива это не приводит к увеличению его поставок в Старый Свет. По сути, продолжается субсидирование экономики России за счет низкой цены на горючее. Однако остается открытым вопрос о том, как это скажется на параметрах энергоэффективности экономики и на состоянии нефтегазового комплекса страны.

Рис 2

Сентябрь показал рост розничных цен во всей красе – по всем регионам (см. рис. 3). Повышение оптовых цен, проблемы с логистикой, отсутствие топлива в мелкооптовом сегменте – все эти факторы привели к подорожанию бензина на АЗС по всей России. Одновременно наблюдалось временное отсутствие топлива на некоторых заправках. И если ВИНКи в целом старались держать стоимость топлива в рамках инфляции, то независимые сети, вынужденные приобретать топливо на бирже, зачастую продавали его дороже (до 10 рублей за литр), чем ВИНКи. Указанное обстоятельство вынуждало клиентов переходить на АЗС крупных компаний, что увеличивало потребление на данных заправках – часто бензовозы просто не успевали подвозить топливо.

К третьей декаде сентября, после введения запрета на экспорт, биржевые цены начали проседать. ФАС занимается вопросом снижения цен в мелком опте и рознице. Соответственно, по итогам октября мы сможем увидеть некоторую коррекцию розничных цен.

Рис 3

Удивительным образом повышательная динамика сохраняется и у нас, и в недружественных странах. Видимо, даже с учетом санкций эти рынки продолжают оказывать существенное влияние на внутренний рынок России (см. рис. 4). Однако уровень цен на топливо у нас значительно привлекательнее, чем в Европе, что должно создавать дополнительные стимулы для развития экономики.

Рис 4

Приволжский и Уральский федеральные округа остаются территориями с минимальными ценами на топливо. Насыщенность НПЗ и отдаленность от экспортных рынков играют на российского потребителя. Основным регионом, требующим внимания, является Дальневосточный округ, где стоимость дизельного топлива движется к отметке 70 рублей за литр (см. рис. 5).

Рис 5(а)

Рис 5(б)

Рис 5(в)

В целом итоги торгов свидетельствуют, что решение Правительства о запрете экспорта было верным. Безусловно, существуют исключения из данного решения – поставки по межправительственным договорам будут исполняться. Однако они плановые и не зависят от рыночной конъюнктуры.

Конечно, запрет – не вечный (хотя в постановлении он определен как бессрочный). Самое главное – он позволит стабилизировать рынок и даст время для того, чтобы проанализировать все варианты его регулирования. И ряд мер Правительством уже принят. Так, с 1 октября восстановлен демпфер, который был уполовинен с сентября текущего года. Увеличены нормативы продаж дизеля и бензина 5-го класса на бирже: по бензину – с 13% до 15%, дизелю – с 9,5% до 12,5%. Вводится заградительная пошлина на нефтепродукты – 50 тыс. рублей за тонну для перекупщиков. В то же время сняты ограничения на экспорт дизтоплива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом (при условии, что компания поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизтоплива).

***

Итак, рынок удалось остудить. Однако системные задачи пока остаются нерешенными. К их числу относятся необходимость планирования в отрасли, создание генеральной схемы размещения объектов топливообеспечивающей отрасли, расширение использования трубопроводного транспорта для поставок на внутренний рынок, строительство продуктопровода до Дальнего Востока, расширение поставок водным транспортом, обновление парка танкеров и барж для обеспечения внутренних потребителей, использование метана как социального топлива. Все эти меры должны постоянно и системно прорабатываться и давать свои плоды. Ну а если никто не захочет работать в данном направлении, то запрет экспорта действительно может оказаться бессрочным.