Рынок генерирующей мощности: перезапуск

Для преодоления дисбалансов необходимо выработать перспективную структуру генерации до 2050 года

Рынок генерирующей мощности: перезапуск
Фото: ruscable.ru

Текущее состояние рынка генерирующей мощности в российской электроэнергетике не критикует только ленивый. В чем же заключаются эти проблемы и каковы возможные пути их решения?

Нерыночный рынок

Во-первых, мощность электростанций оплачивается вне зависимости от ее фактической загрузки. Действующие правила таковы, что энергоблок может простаивать практически весь год, но оплачиваться будет наравне с тем, который работал безостановочно. Таких примеров достаточно.

Во-вторых, маржинальный принцип ценообразования в конкурентных отборах мощности, когда цена мощности для всех энергоблоков определяется на уровне самого дорогостоящего из них, фактически не стимулирует к повышению эффективности и обновлению генерации.

В-третьих, все инвестиционные механизмы для генерации остаются за рамками рыночных платежей – по сути, на ручном управлении в виде отдельных нерыночных надбавок. Инвестиции финансируются через обязательные для потребителей договоры о предоставлении мощности (ДПМ) и их аналоги, которые ни в одной энергосистеме мира, кроме российской, не применяются.

В-четвертых, возможность включения в платеж за мощность нерыночных платежей стала удобным способом финансирования инициатив смежных отраслей и решения задач по экономическому росту отдельных территорий. Это строительство мусоросжигающих заводов, субсидирование социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке и т. д.

В-пятых, для определения плановых объемов резерва генерирующих мощностей используется устаревшая методика советских времен, предполагающая значительный нормативный объем резервной генерации без оглядки на изменившуюся структуру баланса мощности, территориальное развитие энергосистемы и существенное усиление электросетевых связей.

В итоге интенсивно растут нерыночные надбавки в виде обязательных платежей по ДПМ тепловой и атомной генерации, возобновляемых источников энергии, межотраслевого и межтерриториального субсидирования в платежах. Если в 2011 году их доля составляла только 14% платежей за мощность, то в 2022 году это значение достигло 68%. Кроме этого, в энергосистеме образовались и сохраняются значительные избытки генерирующей мощности, составляющие, по разным подсчетам, от 15 до 20% совокупной мощности генерирующего комплекса. На их содержание расходуются значительные ресурсы, которые могли бы приносить пользу экономике.

Лед тронулся

Дискуссии по перечисленным проблемам продолжались много лет, и вот в минувшем году они дали первые результаты.

Во-первых, пересмотру подверглась система перспективного планирования в электроэнергетике. Формат подготовки одного из базовых документов – Схемы и программы развития ЕЭС России – стал более централизованным и прозрачным. К описанию технических решений должен будет добавиться расчет их стоимости.

Во-вторых, предложено перейти от нормативного расчетного прогнозирования объема резервов генерирующей мощности к вероятностной оценке этой величины. Предварительная оценка указывает на возможность сокращения избыточных резервов и ежегодных затрат на их содержание в сумме от 46 млрд рублей.

В-третьих, планируется введение дифференцированной оплаты в конкурентном отборе мощности в зависимости от уровня ее загрузки. Предлагаемый регуляторами диапазон снижения платежа в связи с невысокой загрузкой тепловых энергоблоков невелик – всего 20%, для гидро- и атомной генерации – 10%, но сам факт его появления будет способствовать усилению конкуренции.

Вместе с тем все эти решения могут не дать желаемого результата в виде повышения эффективности рынка мощности и оптимизации затрат экономики на энергоснабжение (по крайней мере, в обозримом будущем).

Нужна перспективная структура

Отраслевые регуляторы пока по-прежнему ориентируются на сохранение и увеличение доходов энергокомпаний. После проведенной в 2022 году повышенной (на 20% сверх инфляции) индексации ценовых параметров конкурентного отбора мощности (КОМ) в 2027 году предлагается провести очередное опережающее инфляцию увеличение ценовых параметров. Тем самым планируется изменить наклон кривой спроса так, чтобы сокращение плановых резервов и переход к оплате мощности в зависимости от ее загрузки оказал минимальное воздействие на выручку генерирующих компаний.

Между тем рост эффективности рынка мощности предполагает, что совокупная выручка генерирующих компаний снизится, а удельная выручка на единицу мощности увеличится.

Меры по сокращению существующих и ограничению появления новых нерыночных надбавок не принимаются. Действует только условное правило – рост цены оптового рынка не должен превышать темпы инфляции, но и оно далеко не всегда соблюдается.

Перспективные рыночные доли различных видов генерации в структуре баланса мощности – тепловой, атомной, гидрогенерирующей и возобновляемой – определяются скорее лоббистскими возможностями их представителей, чем рациональным расчетом оптимального целевого микса мощностей (например, к 2050 году). Отсюда сложности с постановкой тактических целей и настройкой рыночных механизмов. Непонятно, какую функцию выполняет конкурентный отбор мощности (КОМ), какими должны быть его предельные ценовые параметры, зачем и в какую сторону следует менять наклон кривой спроса, как сбалансировать доходы на рынке мощности у различных видов генерации, как исключить двойное финансирование инвестиционных затрат генерирующих компаний через КОМ и нерыночные механизмы (ДПМ).

Представители ассоциации "НП "Совет рынка" в прошлом году инициировали дискуссию о перспективной структуре генерации до 2050 года и предложили выработать набор критериев для создания оптимального микса мощностей. Соответствующие параметры должны исходить из соображений экономической эффективности, низкоуглеродности, степени надежности и энергетической безопасности.

Предстоит сложное и, вероятно, продолжительное обсуждение этой базовой для рынка мощности проблематики. Но если по его итогам удастся достичь консенсуса, многие дискуссионные и, как иногда представляется, нерешаемые вопросы развития рынка мощности просто отпадут, при этом ситуация в электроэнергетике в целом станет более сбалансированной.

 

Об авторе

Валерий Дзюбенко
Валерий Дзюбенко
заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии»
Все статьи автора

Аналитика на тему