Русла нефтяных рек

2023 год: новая логистика, ценовой кризис и налоги

Русла нефтяных рек
Фото: www.istockphoto.com

Выход из-под потолка

Важнейшими событиями для отечественной нефтегазовой отрасли стало введение европейского эмбарго и запрета морской транспортировки российской нефти 5 декабря 2022 года, а затем нефтепродуктов – 5 февраля 2023-го. Тогда же начала действовать система, которую называют потолком цен. В неё вошли страны G7, Евросоюз и Австралия.

Хоть "потолок" и выглядел как попытка дополнительного давления на нашу страну, но по своей сути он был своего рода приоткрытой калиткой в могучей стене ограничений на морскую транспортировку. Мол, пригните голову до 60 долларов за баррель и смело проходите за наши нерушимые барьеры.

Российские компании действительно до 2022 года были чрезвычайно зависимы от западной экосистемы морских перевозок нефти, включающей не только транспортные компании, но также страхование, финансовые и иные необходимые услуги. На западную экосистему приходилось, по ряду оценок, до 95% поставляемой морем российской нефти.

Не будем в этой статье уходить в излишние подробности, связанные с потолком цен. Зафиксируем главное: наша страна не собиралась подчиняться этой системе, поэтому началось активное перестроение нефтяной (и нефтепродуктовой) логистики. Перестраивать логистику помогали не только отечественные предприятия, но и компании из дружественных стран, так как Россия – это порядка 14% перевозимой морем нефти. То есть G7 и Евросоюз просто лишили свою транспортную экосистему одного из крупнейших заказчиков.

По существующим оценкам, к концу 2023 года в рамках западной экосистемы перевозится менее 20% российской нефти. Этот показатель продолжает снижаться. А у G7 и стран Евросоюза есть подозрения, что не все западные транспортные компании соблюдают "потолок". Но оставим эти подозрения на их совести.

К концу 2023 года даже страны G7 и Евросоюза были вынуждены признать, что идея "потолка" провалилась.

Заново открывая Восток

Разворот на Восток начался не в 2023 и даже не в 2022 годах. Он происходил в течение 2010-х годов. В его рамках строился нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), расширялась дальневосточная портовая инфраструктура.

По итогам 2021 года поставки российской нефти в КНР составили 79,64 млн т, что сделало эту страну крупнейшим покупателем нашего чёрного золота. Собственно, основная причина разворота на Восток – это растущий спрос в странах АТР в целом и в Китай в частности. Поднебесная годами наращивала спрос на нефть на впечатляющие 0,4-0,5 млн баррелей в сутки за год.

Да, поставки в КНР из России ещё подросли за прошедшие два года. Но всё же относительно новым рынком для наших нефтяников стал не Китай, а Индия.

Конечно, российское чёрное золото доходило до этого рынка и в прежние годы. Но тогда речь шла про полторы сотни тысяч баррелей в стуки. В 2023 году Индия приняла на себя основной поток российской нефти, развернувшийся с европейского направления. Поставки выросли до 1,5-2,2 млн баррелей в сутки.

Притом Индия – это также перспективный рынок мирового значения. Хотя потребление здесь увеличивается более скромными темпами, чем в Китае, но всё же речь идёт о достойных объёмах – 0,2-0,23 млн баррелей в сутки за год.

Конечно, пока рано говорить о том, что все проблемы с "разворотом на Восток" решены. Необходимо расширять созданную к настоящему моменту систему морской транспортировки, которая не зависит от стран G7 и Евросоюза (и от могучей Австралии!). Необходимо развивать отечественное судостроение.

А также требуется и дальше развивать не зависящую от американского доллара систему платежей. Если верить информации, которой делятся обескураженные западные издания, к концу 2023 года "менее 10% добываемой в Росси нефти <…> продается в долларах и евро".

Ценовой кризис

С мая по сентябрь наша страна переживала ценовой кризис на внутреннем рынке моторных топлив. Яркая и драматичная история этого кризиса вряд ли может быть полноценно изложена в этой обзорной статье. Но можно попытаться изложить её широкими мазками.

В текущем году увеличились поставки нефтепродуктов в сторону Новороссийска (в основном за счёт того, что после введения европейского эмбарго часть экспортного потока была переброшена с западного на южное направление). В период отпусков выросло относительно прошлых лет количество автотуристов, что привело к дополнительному росту спроса на моторное топливо в южных регионах страны и дополнительной загрузке железной дороги.

Нефтеперерабатывающие заводы выходили на плановые ремонты. Некоторые независимые игроки (на автозаправочном рынке) начали паниковать и создавать избыточный спрос на бирже. Котировки пошли вверх, что лишь породило новые поводы для паники. А более значительная, чем в прежние годы, загрузка железных дорог привела к увеличению сроков доставки моторных топливо до конечного потребителя.

В какой-то момент потребитель сталкивался с объявлениями на заправках, что бензина нет. "Всё вывезли за рубеж!" – делался единственно возможный вывод. А в действительности сроки доставки купленного топлива увеличились с двух недель до четырёх. Соответственно, никто бензин не вывез, оголяя внутренний рынок, просто транспортная компания не успевала его доставить.

Притом на внутреннем рынке действует система сдерживания розничных цен в пределах годовой инфляции. Крупнейшие федеральные сети, конечно, поднимали цены на АЗС, но гораздо медленнее, чем росли котировки на бирже. В какой-то момент это сыграло с внутренним рынком злую шутку.

К августу независимые игроки смотрели на биржевые котировки и понимали, что выйти в плюс при сдерживаемых крупнейшими сетями розничных ценах невозможно. Некоторые независимые игроки всё же пытались задрать цену на 5-6 рублей выше рынка. А некоторые покупали моторное топливо и везли его за рубеж. Так увеличился поток так называемого "серого" экспорта, который подстёгивался просевшим относительно доллара рублём.

Затем последовал запрет на экспорт. Потом заработали сезонные факторы – спрос на бензин снизился. И к концу года АИ-92 торговался на бирже дешевле 40 тыс. рублей за тонну.

Поиск индикатора

Значительная часть нефтегазовых налогов, собираемых в нашей стране, зависит от курса национальной валюты и цены нефти марки Urals. А цена нефти марки Urals, по требованию Налогового кодекса, считается по двум рынкам – Роттердаму и Аугусте (Сицилия). С 5 декабря 2022 года никаких поставок на эти рынки не осуществляется, поэтому подсчёт цены ведётся условно. Как будто бы эти поставки существуют.

Назрела необходимость разработки собственного индикатора цены российской нефти. Каковая и стартовала в 2023 году. Однако на данный момент каких-то принципиальных изменений в российском налоговом законодательстве не произошло. Методику подсчёта цены немного изменили, но принцип остался прежний. Также не изменились условные рынки поставки (Роттердам и Аугуста).

По всей видимости, внедрение полностью работоспособного индикатора, который можно будет использовать и для начисления нефтегазовых налогов – это дело 2024 года.

Но не только на поиске индикатора были сконцентрированы усилия исполнительной и законодательной власти в 2023 году. Так, финансово-экономический блок Правительства продолжил донастраивать налоговые вычеты. А именно – демпфирующую надбавку.

С лета 2022 по осень 2023 годов демпфер претерпел пять изменений. Притом четвёртое изменение снижало этот вычет в два раза, а пятое – отменяло четвёртое изменение.

В целом, налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль в 2023 году выросла. В 2024-м она тоже увеличится.

Главный вопрос

В конце 2023 года на мировом рынке нефти возник принципиальный спор. С одной стороны выступал ОПЕК, который прогнозировал рост спроса на нефть в 2024 году на 2,25 млн баррелей в сутки. А с другой – Международное энергетическое агентство (МЭА), утверждавшее, что "рост потребления нефти значительно снизится в 2024 году – до 1,1 млн баррелей в сутки". Притом, по мнению ловких, но всегда промахивающихся прогнозистов МЭА, прирост предложения составит 1,2 млн баррелей в сутки. То есть возникнет избыток.

Этот спор носит вполне прикладной характер. Если рост потребления замедлится, а предложение будет превышать спрос, то цены должны снизиться. Эта версия очень нравится некоторой части потребителей. Кстати, по удивительному стечению обстоятельств это те же страны, которые пытались установить потолок цены на российскую нефть.

И с ноября 2023 года на мировом рынке наблюдается череда успешных словесных интервенций, которые привели к снижению котировок с почти 90 до 75 долларов за баррель (Brent).

Но долгосрочного воздействия нельзя добиться никакими словесными интервенциями. Всегда последнее слово остаётся за фундаментальными факторами: балансом спроса и предложения, а также затратами на добычу и доставку.

Поэтому вопрос о том, кто прав: ОПЕК или МЭА, можно сформулировать иначе: "Будет ли в действительности избыток предложения и как сильно увеличится спрос в 2024 году?"

Хотя для экономики нашей страны 75 долларов за баррель – это более чем хорошая цена, но в среднем для мировой нефтяной отрасли комфортным является коридор 80-95 долларов за баррель. ОПЕК+ будет стремиться сохранить нефтяные цены в этих пределах.

Так как наша страна входит в ОПЕК+, выполняющий роль мирового рыночного регулятора, то ответы на вопросы о балансе спроса и предложения будут напрямую влиять на объём производства сырой нефти отечественными предприятиями, также на уровень доходов как компаний, так и государства.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Аналитика на тему