Роста цен ожидать бессмысленно

Российскому рынку моторных топлив нужна открытость информации

Роста цен ожидать бессмысленно
Фото: ИнфоТЭК

Баланс спроса и предложения должен (исходя из положений западной научной мысли) являться основным фактором определения рыночной цены. Однако все это существует в мире идеальных экономических моделей, в учебниках и колонках экономистов. Реальная ситуация всегда далека от идеала. Идеальных рынков не существовало и не существует. Поэтому и обращать внимание на экономические фундаментальные факторы, видимо, не стоит. Ибо как все научные работники, экономисты пытаются нас привязать то к одной, то к другой модели. Однако нужно просто описывать существующую ситуацию.

Прогноз стабильный

Баланс спроса и предложения на внутреннем рынке зависит, в первую очередь, от расставленных законодательных приоритетов. Нормы закона, которые говорят о приоритете поставок на внутренний рынок, не являются, по мнению экономистов, рыночным инструментом. Однако они везде используются для защиты интересов граждан государства и промышленности. Исторический процесс доказывает, что это верная мера, ибо альтруистов среди иностранных государств, даже с самыми рыночными экономиками, нет и не будет.

Единственным адекватным и подтвержденным индикатором спроса и предложения на внутреннем рынке России являются данные Министерства энергетики. У участников рынка присутствует значительная доля скепсиса к ним, однако альтернативных расчетов никто не предоставляет. Фундаментального изучения рынка независимыми участниками и трейдерами не ведется. Соответственно, говорить о недостоверности данных Минэнерго невозможно, ибо альтернативной оценки нет.

Прогноз на 2024 год стабильный. Он не отличается от прошлых периодов. Безусловно, так называемый "серый" экспорт в прошлом году внес свои коррективы. Удивителен сам факт — государство создает условия для стимулирования экономики за счет низких цен на топливо, однако участники рынка считают это своей возможностью увеличить поставки на экспорт.

Такое поведение игроков однозначно может привести либо к лицензированию экспорта, либо к значительным ограничениям на торговли нефтепродуктами. Краткосрочная прибыль может смениться стратегическими потерями и уходом с рынка. Нельзя путать возможности для бизнеса и нарушение условий государственного регулирования.

Достаточно информации

Постоянная работа Министерства энергетики направлена на создание достаточных запасов моторных топлив, поддержание баланса производства, введение ограничительных мер на экспорт в целях насыщения топливного рынка нашей страны. С учетом того, что производители могут в качестве бензиновой группы производить как моторное топливо (АИ-92, АИ-95), так и промышленные бензины для экспорта нефтехимического сырья, проверка топливных балансов также относится к ведению регулятора.

Вообще, запрет экспорта для моторных топлив в текущей конфигурации налогового режима для отрасли — единственная мера, которая может позволить насытить рынок.

Одновременно с контролем объёмов переработки (чтобы производители не снижали производство), данный механизм позволяет закрыть все потребности внутреннего рынка. С учётом закрытых поставок в европейские страны потребителей российского топлива не так много. Однако иностранные потребители моторных топлив более грамотно занимаются планированием потребления — поставки, даже при условии запрета экспорта, осуществляются в рамках межправительственных соглашений.

Таким образом, со стороны регуляторов и производителей присутствует, как уже говорилось, система планирования производства и распределения нефтепродуктов с инструментами стимулирования производства и ограничения поставок за пределы территории России. Также имеются достаточные данные для информирования рынка о состоянии производства, запасов и потребления нефтепродуктов.

Система сбора информации не без недостатков. Однако именно для ее совершенствования необходимо активное участие независимых: нефтебаз и АЗС. Сбор информации в полном объёме со всех участников рынка обеспечит повышение достоверности и открытости информации по запасам. Также будут более ясными результаты оборачиваемости запасов и реализации моторных топлив мелким оптом на внутреннем рынке.

Достоверно, но недостаточно

Таким образом, мы можем подвести итог. Министерство энергетики обладает достаточными полномочиями и возможностями для регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. Инструментов для наполнения рынка и снижения оптовых цен достаточно.

Информация о состоянии рынка достоверная, но недостаточная. В отсутствие императивных норм и адекватных информационных систем сбора информации о количестве топлива на рынке необходимо проявление инициативы со стороны независимых участников рынка в части предоставления полной информации о запасах и оборачиваемости нефтепродуктов на их нефтебазах и АЗС.

Контроль экспортных потоков при поступлении информации от независимых участников усилится, тем самым снизятся возможности для скрытого "серого" экспорта нефтепродуктов, что в свою очередь также будет способствовать насыщению внутреннего рынка и снижению затрат потребителей на топливо.

Роста внутренних цен при текущих условиях ожидать бессмысленно.

Об авторе

Дмитрий Гусев
Дмитрий Гусев
Заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер"
Все статьи автора

Аналитика на тему