Роста цен ожидать бессмысленно

Российскому рынку моторных топлив нужна открытость информации

Роста цен ожидать бессмысленно
Фото: ИнфоТЭК

Баланс спроса и предложения должен (исходя из положений западной научной мысли) являться основным фактором определения рыночной цены. Однако все это существует в мире идеальных экономических моделей, в учебниках и колонках экономистов. Реальная ситуация всегда далека от идеала. Идеальных рынков не существовало и не существует. Поэтому и обращать внимание на экономические фундаментальные факторы, видимо, не стоит. Ибо как все научные работники, экономисты пытаются нас привязать то к одной, то к другой модели. Однако нужно просто описывать существующую ситуацию.

Прогноз стабильный

Баланс спроса и предложения на внутреннем рынке зависит, в первую очередь, от расставленных законодательных приоритетов. Нормы закона, которые говорят о приоритете поставок на внутренний рынок, не являются, по мнению экономистов, рыночным инструментом. Однако они везде используются для защиты интересов граждан государства и промышленности. Исторический процесс доказывает, что это верная мера, ибо альтруистов среди иностранных государств, даже с самыми рыночными экономиками, нет и не будет.

Единственным адекватным и подтвержденным индикатором спроса и предложения на внутреннем рынке России являются данные Министерства энергетики. У участников рынка присутствует значительная доля скепсиса к ним, однако альтернативных расчетов никто не предоставляет. Фундаментального изучения рынка независимыми участниками и трейдерами не ведется. Соответственно, говорить о недостоверности данных Минэнерго невозможно, ибо альтернативной оценки нет.

Прогноз на 2024 год стабильный. Он не отличается от прошлых периодов. Безусловно, так называемый "серый" экспорт в прошлом году внес свои коррективы. Удивителен сам факт — государство создает условия для стимулирования экономики за счет низких цен на топливо, однако участники рынка считают это своей возможностью увеличить поставки на экспорт.

Такое поведение игроков однозначно может привести либо к лицензированию экспорта, либо к значительным ограничениям на торговли нефтепродуктами. Краткосрочная прибыль может смениться стратегическими потерями и уходом с рынка. Нельзя путать возможности для бизнеса и нарушение условий государственного регулирования.

Достаточно информации

Постоянная работа Министерства энергетики направлена на создание достаточных запасов моторных топлив, поддержание баланса производства, введение ограничительных мер на экспорт в целях насыщения топливного рынка нашей страны. С учетом того, что производители могут в качестве бензиновой группы производить как моторное топливо (АИ-92, АИ-95), так и промышленные бензины для экспорта нефтехимического сырья, проверка топливных балансов также относится к ведению регулятора.

Вообще, запрет экспорта для моторных топлив в текущей конфигурации налогового режима для отрасли — единственная мера, которая может позволить насытить рынок.

Одновременно с контролем объёмов переработки (чтобы производители не снижали производство), данный механизм позволяет закрыть все потребности внутреннего рынка. С учётом закрытых поставок в европейские страны потребителей российского топлива не так много. Однако иностранные потребители моторных топлив более грамотно занимаются планированием потребления — поставки, даже при условии запрета экспорта, осуществляются в рамках межправительственных соглашений.

Таким образом, со стороны регуляторов и производителей присутствует, как уже говорилось, система планирования производства и распределения нефтепродуктов с инструментами стимулирования производства и ограничения поставок за пределы территории России. Также имеются достаточные данные для информирования рынка о состоянии производства, запасов и потребления нефтепродуктов.

Система сбора информации не без недостатков. Однако именно для ее совершенствования необходимо активное участие независимых: нефтебаз и АЗС. Сбор информации в полном объёме со всех участников рынка обеспечит повышение достоверности и открытости информации по запасам. Также будут более ясными результаты оборачиваемости запасов и реализации моторных топлив мелким оптом на внутреннем рынке.

Достоверно, но недостаточно

Таким образом, мы можем подвести итог. Министерство энергетики обладает достаточными полномочиями и возможностями для регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. Инструментов для наполнения рынка и снижения оптовых цен достаточно.

Информация о состоянии рынка достоверная, но недостаточная. В отсутствие императивных норм и адекватных информационных систем сбора информации о количестве топлива на рынке необходимо проявление инициативы со стороны независимых участников рынка в части предоставления полной информации о запасах и оборачиваемости нефтепродуктов на их нефтебазах и АЗС.

Контроль экспортных потоков при поступлении информации от независимых участников усилится, тем самым снизятся возможности для скрытого "серого" экспорта нефтепродуктов, что в свою очередь также будет способствовать насыщению внутреннего рынка и снижению затрат потребителей на топливо.

Роста внутренних цен при текущих условиях ожидать бессмысленно.