Роботы против стабильности
Как биржевые роботы вредят российскому рынку моторных топлив
На бирже, которая торгует нефтью, газом и нефтепродуктами (бензином, дизельным топливом, мазутом, сжиженными углеводородными газами, авиационным керосином), автоматизированные системы – биржевые роботы – считаются вредоносными. Использующие их компании и индивидуальные покупатели признаются нарушителями торговых практик и подвергаются различным санкциям (от предупреждения, до штрафов и дисквалификации на определенные периоды). Постараемся разобраться, почему так происходит.
"Вкалывают роботы"
Начнём с определений. Биржевой робот – это специализированная программа, которая способна совершать торговые операции вместо человека по определенному, заранее запрограммированному алгоритму действий, либо же на основании самообучаемых алгоритмов искусственного интеллекта.
На финансовых рынках используются компьютерные программы, которые работают автоматически и торгуют в интересах трейдера или компании. Они применяют заранее настроенные торговые стратегии и выполняют операции по покупке-продаже ценных бумаг, валюты, других финансовых инструментов самостоятельно, без вмешательства человека. Многие банки и торговые компании используют такие инструменты, чтобы ускорить и оптимизировать свою торговлю.
Чтобы разобраться в причинах почему на разных биржевых рынках разное отношение к автоматизированным системам нам придётся понять разницу финансовых и товарных бирж в России.
На финансовых биржах нет ограничений по доступу к ресурсу, будь это акции, валюта или другие ценности. И ликвидность там гораздо выше, чем на сырьевой бирже. Всё зависит от цены, которую вы можете предложить за тот или иной инструмент. Акции "Сургутнефтегаза", "Лукойла" или сети АЗС "Трасса" вы можете купить или продать всегда. Всё зависит от той цены, которую вы готовы заплатить при покупке или хотите выручить при продаже за тот или иной финансовый инструмент.
Предложение на сырьевой бирже не имеет такой универсальности. Каждая нефтяная компания подаёт планы продажи на следующий календарный месяц, где есть четко определенное количество товара, которое нефтяная компания обязана продать равномерно в течение месяца. Соответственно, мы имеем прогноз какой объём какого-либо топлива та или иная компания будет продавать ежедневно. За этими планами и их исполнением достаточно строго следят регуляторы, и ВИНКи не склонны их нарушать. Продать больше — можно, меньше – нельзя.
Колебания цен, а скорее рост цен на бензин, дизельное топливо имеют строгое ограничение по ежедневному изменению, и дабы не нарушать покой контролирующих органов, нефтяные компании стараются сделать всё возможное, чтобы не допустить "разгона" цен в каждый торговый день. На нефтепродукты, которые не относятся к категориям, контролируемым государством, рост цены может составить и более 15%, как это случилось в ходе торгов по толуолу 29 января 2024 года, когда за один день биржевая цена выросла сразу на 16 290 рублей до 118 300 рублей за тонну. Подобное не может произойти на рынке дизельного топлива или бензина, тут государство внимательно следит, чтобы дневной рост цен не превышал определённых параметров.
Поэтому, когда на рынке складывается ситуация, при которой покупатели готовы покупать по более высокой цене, продавец не может "влить" товар на рынок по максимальной цене и сразу снять денежный навес, повысив тем самым выручку и прибыль нефтяной компании, а соответственно и налогооблагаемую базу, а вынужден повышать цену мелкими шагами – по 0,5%. "Потолок" нарушать нельзя, и сделано это для благой цели – понизить волатильность в ходе торгов и сделать рост цен на моторное топливо предсказуемым и совсем не резким.
При спокойной обстановке на рынке подобная практика вроде бы и полезна. Другое дело, когда на топливном рынке шторм. Оснований для него всегда много, в том числе и информационных (достаточно не того, что товара физически не хватает, достаточно слухов, о том, что с товаром могут быть проблемы, в том числе и по срокам отгрузки или логистические), это вызывает ажиотажный спрос со стороны трейдеров и конечных потребителей.
Машина против человека
Правила биржи о минимальном шаге и цене старта торгов являются лишь алгоритмом, который можно оцифровать и использовать для победы в биржевых торгах. Цена закрытия предыдущего дня и соответственно цена открытия известна накануне. Компьютерной программе задаётся параметр, с которого начинаются торги, и задача робота в 10 часов 45 минут и 00 секунд четко выставить первым заявку на покупку по максимальной цене старта. Человек не способен нажать два раза кнопку мыши в точно заданный временной промежуток, всегда будут отклонения на сотые или тысячные доли секунды вперёд или назад. Машина не имеет такой проблемы.
После того, как в 11 часов начинаются торги и нефтяные компании удовлетворили первые заявки на покупку начинается спринтерский забег: задача заключается в том, чтобы встать первым в биржевом стакане, как только ты увидел, что там произошла сделка. Для этого необходимо к цене прошедшей сделки добавить 0,5% и быстро выставить заявку на покупку.
Человек может отвлечься, моргнуть, наблюдать за происходящим в другом биржевом стакане. Алгоритм же делает арифметическое действие и выставляет заявку гораздо быстрее.
В ходе биржевой сессии данное действие повторяется 20-30 раз в каждом биржевом стакане. Причём если продажа идёт не по одному вагону, а к примеру один, потом два, потом один вагон, то средневзвешенная цена изменяется, и человеку труднее просчитать цену, по которой необходимо выставить заявку на покупку.
Машина безошибочно выставит максимальную цену покупки, предусмотренную биржевыми правилами, перебить её нельзя, таков регламент биржи. Если ты встал вторым, то ты проиграл, и можешь рассчитывать на калькуляторе следующую максимальную цену и пытаться ввести её на клавиатуре компьютера, точно уловив момент, когда прошла сделка, чтобы встать "потолком".
Ситуация, при которой покупает не тот, кто готов предложить максимальную цену, а тот, у которого алгоритмы на компьютере работают быстрее приводят к тому, что появляется смысл выносить ресурс с любых базисов, будучи точно уверенным, что конечные потребители, работая руками и ничего не купив на бирже, всё равно будут вынуждены обратиться к тебе, даже если сегодня цена биржа +1000 выглядит завышенной, завтра и послезавтра ситуация повторится, и то, что сегодня было дорого, завтра станет "хорошей ценой", а послезавтра отличным предложением.
"Преступление" и наказание
Теперь немного математики. Предположим, что одна компания выносит с трёх базисов по 1000 т бензина АИ-92 или АИ-95, которые данная условная компания может в рамках текущего биржевого дня перепродать "неудачникам", добавив к цене закупки от 1 тыс. до 2 тыс. рублей за т. Умножаем 3 тыс. т на 1 тыс. рублей, получаем ежедневную прибыль в размере 3 млн рублей просто за счёт использования алгоритмов.
На торгах 2024 года мы наблюдаем рост цены на протяжении 15 торговых сессий на 800-1000 рублей практически на всех базисах по бензинам. Соответственно данную операцию можно повторить 15 раз, что принесёт 45 млн рублей прибыли за 15 торговых дней!
Это только за счёт того, что компания пользуется недобросовестными торговыми практиками. Что грозит данной компании за нарушение торговых практик на бирже? С большой долей вероятности она будет оштрафована на 200 тыс. рублей и, возможно, если она допускает подобные шалости не в первый раз, её отключат от торгов на 15 дней.
Эти риски учитываются: у всех подобных компаний есть клоны, которые в случае отключения флагмана, тут же подключатся к торгам от своего имени и продолжат заниматься тем же самым. Наказание в 200 тыс. рублей против полученной прибыли в 45 млн рублей просто смехотворно.
Биржа пытается бороться с подобной практикой. Совет секции "Нефтепродукты" проводит регулярные обсуждения, как отличить работу роботов от человека, пытаются задать временные рамки, в которые человек физически может выставить заявку. Но тут тонкая грань. Люди разные, кто-то быстро считает, кто-то быстро нажимает на клавиши. У кого-то офис находится близко к серверам СПбМТСБ и сидят они на быстром интернете, а кто-то находится на Дальнем Востоке и интернет "плывёт".
Кроме того, алгоритмы робота настраиваются таким образом, что формально они попадают в критерии, которые установила биржа. Будет создавать ощущение, что за терминалом работает человек, но он всё равно будет опережать самого быстрого человека. Таким образом, борьба с роботами заходит в тупик.
Выход из этой ситуации прост, и он один. Привести биржевые цены к рыночным, чтобы исключить возможность битвы машин за топливо по гуманитарным ценам с дальнейшей перепродажей по реальным, рыночным, и вернуть возможность проводить биржевые торги в режиме встречного аукциона, когда поставщик и покупатель, один снижая цену предложения, а другой повышая цену спроса, встречаются в точке рыночной цены.
Другой вопрос, готовы ли к этому в органах, которые следят за стабильным, предсказуемым ростом цен на биржевых торгах. Рыночные цены могут внезапно очень сильно отличаться от привычных нам параметров.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции