Регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока располагают значительным ресурсным потенциалом природного газа. Начальные суммарные ресурсы свободного газа и газовых шапок составляют почти 17 трлн куб. м, или 15% от общероссийского показателя. Выгодное географическое положение и относительная близость к динамично развивающимся рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона делают их привлекательными для организации экспортных поставок. Усиливает потенциал региона и сложившаяся геополитическая ситуация, актуализирующая "разворот" на восток.
Якорь или камень на шею?
В соответствии с рядом стратегических государственных документов, в частности с Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которой в прошлом году исполнилось 15 лет (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 3 сентября 2007 года № 340), приоритет должен отдаваться удовлетворению спроса на газ со стороны российских потребителей и поддержанию устойчивого газоснабжения в РФ посредством расширения ЕСГ на восток. Это позволит создать в регионе эффективную газовую промышленность и сформировать на этой основе условия для динамичного социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, качественного повышения уровня жизни населения.
Активное развитие газовой отрасли на востоке страны началось с момента ввода в эксплуатацию в конце 2019 года магистрального газопровода "Сила Сибири". Это позволило организовать экспорт природного газа с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия) и позднее с Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области в Китай. Высокое содержание в природном газе месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока таких ценных компонентов, как этан, пропан, бутан, гелий и другие, обуславливает необходимость их выделения. Поэтому предусмотрено строительство Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского геохимического комплекса.
Строительство и пуск в эксплуатацию газопровода "Сила Сибири" должны были стать "якорным" проектом для дальнейшего развития газовой промышленности на востоке страны. Ожидалось, что это позволит последовательно подключать и вводить в разработку месторождения в Иркутской области и Республике Саха (Якутия), а в перспективе и в Красноярском крае. Однако высокая обеспеченность газопровода сырьем за счет эксплуатации только двух месторождений (как минимум до 2050 года) и необходимость поддержания заданных концентраций гелия в транспортируемом газе для обеспечения эффективной работы Амурского ГПЗ практически законсервировали возможность подключения к инфраструктуре других недропользователей.
Одновременно в соответствии с федеральным законом "Об экспорте газа" от 18.07.2006 № 117-ФЗ (последняя редакция) исключительное право на экспорт природного газа (в газообразном состоянии) предоставляется организации – собственнику ЕСГ или ее дочернему обществу. Таким образом, значительный ресурсный потенциал природного газа регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока является заложником организационно-экономических условий недропользования в газовой сфере. Но надо понимать, что только в части организации экспортных поставок (которые, безусловно, привлекательны с точки зрения цен реализации, высокого спроса и уже сложившихся транспортно-логистических маршрутов и инфраструктуры).
Барьеры для газификации
Для вовлечения в хозяйственный оборот газового потенциала на востоке страны необходима ориентация на внутренний рынок с целью газификации населения и промышленности, создания новых газоперерабатывающих и газохимических производств и организации экспорта уже не сырья, а продуктов глубокой переработки газа и, возможно, товаров конечного пользования. В то же время имеются барьеры на пути освоения газового ресурсного потенциала указанных регионов.
Во-первых, центры газодобычи географически удалены от крупных потребителей и транспортной инфраструктуры, что осложняет создание единой транспортно-логистической схемы. Так, в Красноярском крае это мегапроект "Восток Ойл", Норильский промышленный узел, Юрубчено-Тохомская зона, Собинско-Пайгинская зона, в Иркутской области это Верхнечонский, Ковыктинский и Ярактинско-Марковский центры, в Республике Саха (Якутия) – Чаяндинский, Среднеботуобинский и другие центры.
Во-вторых, газ имеет сложный компонентный состав, что требует обязательной переработки. Месторождения содержат нефть, газ и конденсат, а также высокие концентрации этана, пропана, бутана, гелия, которые являются ценным сырьем для газохимической промышленности.
В-третьих, ресурсы природного газа в рассматриваемом регионе представлены не только свободным газом или газовыми шапками, они имеются также в растворенном в нефти виде. Собственно, чисто газовых месторождений на территории региона почти нет. В Иркутской области это только крупное Ковыктинское, а также существенно меньшие по запасам Ангаро-Ленское и Левобережное. В Красноярском крае крупные запасы свободного газа содержатся в Собинском, Юрубчено-Тохомском и Тагульском НГКМ. Пеляткинское ГКМ уже участвует в газоснабжении Норильского промышленного узла. Поэтому мы наблюдаем и значительное количество недропользователей – нефтегазовых компаний, на балансе которых имеются большие запасы газа (свободного, газовых шапок и растворенного). Такая ситуация обостряет проблему монетизации запасов газа независимыми и нефтяными компаниями.
Разделить бремя
Таким образом, для повышения привлекательности освоения газового потенциала независимыми и нефтяными компаниями и увеличения рентабельности поставок газа на внутренний рынок необходимы как минимум следующие инфраструктурные преобразования:
- обеспечить инфраструктурную поддержку недропользователей, в частности – строительство отводов от месторождений до магистральных газопроводов, а также региональные и газораспределительные газопроводы;
- разработать согласованную с независимыми газовыми и нефтяными компаниями специальную программу газификации регионов за счет СУГ, СПГ, КПГ;
- модернизировать и построить автомобильные и железные дороги, местные аэропорты и т. д.
В настоящее время при освоении месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока эти издержки берут на себя недропользователи, однако целесообразно разделить данное бремя с федеральным центром. Ведь именно государство является собственником недр и бенефициаром выгод от решения социально значимых задач, связанных с газообеспечением населения и промышленности удаленных от центра регионов страны.