Site icon ИнфоТЭК

Разбитые зеркала регулируемого рынка

Временно, исключительно для стабилизации ценовой ситуации и в целях охлаждения "завышенного" спроса в биржевом канале реализации нефтепродуктов 11 сентября были введены предельные колебания цены на товарный бензин и дизельное топливо в размере 0,01%. Фактически это означало замораживание роста биржевых цен. В сообщении минэнерго, посвященном этому событию, говорилось, что "данную меру поддержало большинство участников торгов".

Стабилизация оптового сегмента

Ограничение заключалось в том, чтобы искусственно остановить рост цен на топливо в оптовом сегменте, для чего были применены поистине драконовские механизмы регулирования: предельные границы колебания цены на АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо с поставкой железнодорожным транспортом составили +0,01%/-20% от текущей рыночной цены по биржевому инструменту. А "в режимах накопления заявок покупателя и "Аукцион открытия" по одному биржевому инструменту" для товаров АИ-92 и АИ-95 от одного участника торгов допустима подача одной заявки на покупку в объеме один лот.

В переводе на простой человеческий с канцелярского: каждый участник торгов мог купить не более одной цистерны в одни руки, а рост цены в ходе торгового дня не мог составить более 10-25 рублей. Так заморозили биржевые цены. Хорошо ли это? Наверное, для владельцев АЗС и конечных потребителей это означает определенную стабилизацию и предсказуемость в ценах закупки, четкий знак – цены будут расти каждый день, но не очень сильно.

В ЦБ России отметили, что "предельные границы колебания цен, а также ограничения на количество лотов в заявках и количество самих заявок призваны не допустить высокой волатильности на организованном рынке нефтепродуктов, обеспечив возможность для участников торгов выставлять заявки, цена которых максимально приближена к текущим рыночным ценам".

Наверное, в банке, тем более Центральном, виднее, какие цены являются рыночными, но что-то мне подсказывает, что рыночными ценами являются те, которые возникают без жестких ограничительных мер. Конечно, и их можно назвать с натяжкой рыночными или приближенными к рыночным, но рынок мелкого опта говорит нам о другом

"Приближенные к рыночным"

На графиках – индекс биржевых цен по состоянию на 12 ноября 2025 года в европейской части Российской Федерации. При этом на эту дату средние цены мелкого опта в московском регионе составляют: АИ-95 – 94 000 (+28% к биржевому индикатору), АИ-92 – 79 000 (+22%), ДТ-F – 73 500 (+28%). Воронежская область: АИ-92 – 85000, АИ-95 – 94000. Краснодарский край: АИ-92 – 88700, АИ-95 – 91000, ДТ – 75000-79000.

В отличие от биржевого мелкооптовый рынок обеспечен топливом. Товар поставляется немедленно после оплаты без продлений, переносов и дефолтов. Вот и наглядная разница между рыночными ценами и теми, которые ЦБ назвал "максимально приближенными к текущим рыночным ценам".

При этом необходимо отдельно отметить, что на АЗС по состоянию на середину ноября 2025 года перебои с моторным топливом в основном преодолены. Даже на независимых заправках в регионах со сложной логистикой топливо, как правило, в наличии, и рост цен, если судить в среднем по больнице, находится почти в рамках официально объявленной инфляции.

Данный перекос между биржевыми ("приближенными к рыночным") и мелкооптовыми (реально рыночными ценами) связан с тем, что сбытовые структуры вертикально интегрированных компаний сосредоточены на том, чтобы не допустить перебоев снабжения своей розничной сети АЗС, одновременно с этим выполняя поставки по государственным программам, затем — выполнение экспортных отгрузок (запрет на экспорт не означает отказ от исполнения межправительственных обязательств России). Да, речь идет об относительно небольших объемах, но тысяча мелких ударов топора валят большое дерево. Даже 10 тыс. т дополнительно и вовремя отгруженные могут стабилизировать рынок в отдельном регионе страны.

Неподакцизные смеси

О напряженности, сохраняющейся в топливообеспечении, говорит и Указ Президента: "Не признается подакцизным товаром дизельное топливо, полученное в результате смешения дизельного топлива, авиационного керосина и иных компонентов, в случае если оно произведено российскими организациями, не имеющими свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья".

Говоря простым языком, организациям, которые не имеют производственных мощностей и предусмотренных законом документов для промышленной переработки нефти в топливо, разрешили производить зимнее дизтопливо путем добавления в дизельное топливо керосина или различных присадок, и на это дизтопливо до мая следующего года не будут действовать акцизы. Продавать его нельзя, но произвести для собственных нужд очень даже можно.

Этим указом снимались опасения с наличием зимних сортов дизельного топлива в точках потребления. Это уже, конечно, не Евро-5, но техника вполне работает на этом продукте.

В ноябре 2025 года минфин подготовил изменения в Налоговый кодекс РФ, предполагающие обнуление акциза на этанол при производстве бензина АИ-92.

Акциз будет обнуляться, если этиловый спирт поступает в адрес НПЗ, у которого есть свидетельство на переработку нефти. Данная мера, пусть и запоздавшая, должна сделать рентабельным производство бензина с использованием спирта, она необходима на случай, если предложения бензина на рынке будет недостаточно. Также разрешается применение октаноповышающей присадки для производства бензинов – ММА, которая производится в России, но применение для производства бензинов не допускается с 2016 года. Считается, что данные меры позволят дополнительно получить 100-150 тыс. т товарных бензинов в месяц.

Зеркало

Рынок ждал сигнал 11 ноября – будут расширены границы колебаний цен в ходе биржевой сессии или нет. Это своего рода тест, видит ли власть, обладающая всеми данными по добыче, переработке и отгрузке товара на внутренний рынок, насыщение спроса, или по-прежнему требуются меры по сдерживанию цен.

Решение было принято в последний момент, жесткие рамки в части роста цен были сохранены, поэтому сейчас говорить о стабилизации ситуации несмотря на принятые меры еще рано.

Период с ноября по март считается "низким сезоном" потребления топлива. Как правило, цены снижаются на фоне завершения плановых ремонтов на НПЗ и сезонного сокращения спроса со стороны автолюбителей и сельхозпроизводителей. Но на плановые ремонты в 2025 году наложилась череда внеплановых, вызванных внешним воздействием на заводы. Периодически проходит информация о падении обломков на очередной НПЗ.

В этих условиях важно, чтобы замораживание цен на моторное топливо не превратилось из экстренной и чрезвычайной стабилизирующей ситуацию меры в постоянный механизм регулирования.

Как отметил глава Петербургской биржи Игорь Артемьев в первом после назначения интервью: "Биржа — это зеркало, которое отражает реальные процессы и особенности управления рынками. Иногда у кого-то может возникнуть желание взять молоток и разбить это зеркало. Но тогда вы ничего не увидите и не поймете".

Не потерять биржу

Риск разбить это зеркало сейчас высок как никогда. Да, в стране особая ситуация, важно под этим предлогом не потерять биржу как рыночный канал сбыта и настоящий ориентир для ценообразования на товар, который формально не является социально значимым, но по факту оказывает воздействие на жизнь и благополучие каждого гражданина страны.

Выход в этой ситуации в защите энергетической инфраструктуры страны, инвестициях в модернизацию существующих НПЗ, и самое главное – строительстве новых мощностей, в том числе через развитие малой переработки. Внутренний рынок России остается весьма уязвимым перед внешними ударами и технологическими сбоями.

Отрасль нуждается в структурном реформировании, а не латании дыр, вроде временного разрешения производства зимнего дизельного топлива путем смешивания с керосином и опять-таки временного разрешения на допуск этанола и ММА для производства высокооктанового бензина. Или подкручивания приятных для глаза индикаторов, не имеющих к реальности никакого отношения.

И еще хочется отметить одно уникальное явление. На бирже есть продукт, колебание цен на которых жестко не регламентируется, фактически он живет в настоящей рыночной среде. Цены на него могут расти на проценты в день, и также снижаться. Это смесь пропана и бутана, тот самый автогаз.

При его достаточном производстве в России мы не наблюдаем на этом сегменте рынка ценовых шоков и дефицита. Россия экспортирует этот продукт, зарабатывая на нем. Но в то же время без всякого регулирования цен рынок стабилизируется без подкручивания, оставаясь прибыльным для производителей, для тех, кто занимается его реализацией, и для потребителей.

Секрет оказывается прост – дефицита и ценовых шоков нет на рынке, производство на котором сбалансированно с уровнем потребления внутри страны.

Exit mobile version