Против кого дружим?

Китай и Саудовская Аравия создают новую архитектуру глобальной энергетической безопасности

Против кого дружим?
Фото: Saudi Press Agency/REUTERS

Одним из самых громких международных событий первой половины декабря стал визит в Саудовскую Аравию председателя КНР Си Цзиньпина. Многие факторы свидетельствуют о том, что это не просто "дежурная поездка" китайского лидера, а важнейшая веха и в развитии отношений между двумя странами, и в процессе формирования нового многополярного мира. Каковы же последствия данного события для Ближнего Востока, региона АТР и всей глобальной политики?

Кому выгодно?

По дипломатическим меркам визит главы КНР оказался весьма продолжительным – три дня. За эти дни на полях переговоров китайские и саудовские компании успели заключить 34 инвестиционных соглашения в различных сферах – от строительства до транспорта, от информационных технологий до "зеленой" энергетики. По оценкам, общая сумма этих контрактов достигает 110 млрд саудовских риалов, или почти $30 млрд. Но дело тут не только в суммах. Важны принципиальные договоренности двух стран в таких ключевых областях, как международная безопасность и энергетика.

Не секрет, что Китай является сегодня крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов, а Саудовская Аравия в последние годы занимала третье место по добыче нефти, уступая лишь Соединенным Штатам и России. Поэтому можно предположить, что не последнее место в переговорах Си Цзиньпина с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом занимали именно вопросы поставок энергоресурсов. И здесь действительно возникает ряд вопросов для внешних наблюдателей. Главный из них: "Против кого дружим?"

Китай сейчас находится в однозначно выигрышной позиции на мировом нефтяном рынке. С одной стороны, волны антироссийских санкций вынуждают нашу страну переориентировать свои поставки "черного золота" на новые рынки, в первую очередь в страны АТР (главным образом, в Китай и Индию). К примеру, у компании "Роснефть" доля азиатского направления в структуре реализации нефти в странах дальнего зарубежья в третьем квартале достигла рекордного уровня в 77%.

Известно, что российская нефть в азиатских странах продается с так называемым дисконтом, а по сути – по справедливым, лишенным спекулятивной составляющей ценам, устраивающим продавца и покупателя. Тем самым китайская экономика получает мощнейшее конкурентное преимущество по сравнению с экономикой стран Евросоюза, которые вынуждены приобретать энергоресурсы с "политической премией", фактически оплачивая из кармана налогоплательщиков антироссийские санкции. В итоге поставки российской нефти в Поднебесную выросли за десять месяцев этого года на 9,5% по сравнению с январем–октябрем 2021 года, до почти 72 млн т.

С другой стороны, Россия по объему поставок в КНР все еще уступает Саудовской Аравии. Но разрыв уже минимален – саудиты за девять месяцев нынешнего года поставили своему восточному партнеру 73,8 млн т. Можно предположить, что после введения эмбарго на импорт российской нефти европейскими странами, а также установления потолка цен восточный вектор нашей энергетической политики только активизируется. Конечно, потребуется какое-то время на создание новых логистических цепочек, покупку или аренду танкеров, формирование системы страхования и перестрахования нефтяных грузов без участия компаний из недружественных стран и т. д. Но когда эти проблемы будут решены, Россия сможет предлагать экономике Китая еще большие объемы углеводородного сырья.

Беспокоит ли это Эр-Рияд? Думается, что да. Конечно, Саудовская Аравия получила свой гешефт от раздутой Западом антироссийской истерии в виде повысившихся цен на нефть. А после начала действия европейского эмбарго она сможет частично заместить выпавшие объемы российских поставок и увеличить свой экспорт в Европу, причем без всяких скидок, выступая получателем той самой "премии за санкции". Но является ли европейский нефтяной рынок достойной заменой китайскому? Готов ли Эр-Рияд смириться с возможной утратой какой-то доли рынка КНР взамен на расширение своего присутствия в Европе? Вряд ли. Не вызывает сомнения, что именно за Китаем – будущее, тогда как за Европой – лишь прошлое. Потеряв свою политическую субъектность, сдавшись на волю заокеанских политиков, развязав экономическую войну против России, Европа неизбежно заплатит за это длительной рецессией. Что, соответственно, приведет к падению спроса на энергоресурсы. Тогда как китайский рынок будет расти быстрыми темпами, особенно в случае снятия ковидных ограничений (а тенденция к этому уже намечается).

Общая лодка в нефтяном море

В этих условиях, чисто теоретически, у Китая появляется возможность "столкнуть лбами" двух крупнейших производителей нефти – Россию и Саудовскую Аравию, вовлечь их в "битву дисконтов" за рынок Поднебесной и в итоге добиться поставок энергоресурсов по максимально выгодным для КНР ценам. Но, к счастью, Пекин – не Вашингтон, и развязывание торговых войн – не его стихия. Еще в 2015 году Си Цзиньпин, выступая в ООН, выдвинул идею создания "сообщества единой судьбы человечества" как ответ на обостряющиеся глобальные вызовы. Фактически китайский лидер обратился к миру с мудрым призывом: мы все в одной лодке, и не надо ее раскачивать. В отличие от коллективного Запада Китай нацелен не на раскол, а на объединение человечества.

Поэтому, думается, одной из целей визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию было не развязывание очередной "нефтяной войны", а, наоборот, предотвращение возможных конфликтов между крупнейшими поставщиками "черного золота".

И надо признать, что эти семена китайской мудрости упали на благодатную почву. Эр-Рияд и его ближневосточные союзники уже продемонстрировали, что они не собираются воспользоваться антироссийскими санкциями Запада для того, чтобы попытаться вытеснить Россию с мирового нефтяного рынка. Октябрьское решение ОПЕК+ о сокращении добычи на 2 млн барр/сут – это явная декларация о том, что саудиты не намерены играть в политические игры, навязанные Вашингтоном. Баланс нефтяного рынка должен рассчитываться исходя из реальных объемов спроса и предложения, а не из желания "вашингтонского обкома" вычеркнуть из системы международной торговли того или иного поставщика. И судя по всему, подобный подход разделяет и официальный Пекин.

Клоунам вход запрещен

Наверняка помимо экономических аспектов лидеры двух стран не обошли вниманием и вопросы глобальной безопасности. А они сегодня становятся все более острыми для Ближнего Востока. По сути, мы наблюдаем разрушение многолетнего стратегического альянса между Вашингтоном и Эр-Риядом, на котором долгое время базировалась безопасность региона. Сохраняя свое военное присутствие в зоне Персидского залива, США в то же время на глазах теряют авторитет в этой части планеты и становятся все менее способными влиять на разрешение имеющихся противоречий между действующими здесь силами. Наглядный пример ослабления влияния Белого дома – все то же октябрьское соглашение ОПЕК+. Помнится, бывший президент США Дональд Трамп достаточно умело дирижировал (в том числе и с помощью твиттерной дипломатии) заключением так называемой сделки ОПЕК+ 2.0, в результате которой России пришлось поддаться на условия Эр-Рияда и весьма существенно сократить свою добычу. Нынешний же президент Джо Байден продемонстрировал свою абсолютную неспособность как-то повлиять на решение саудитов и их союзников о снижении производства. Не помогли ни угрозы, ни даже унизительные уговоры. Напомню, Байден летом отправился в Эр-Рияд, чтобы встретиться с саудовскими лидерами, которых он еще недавно называл "убийцами", виновными в смерти журналиста Джамаля Хашогги.

"Саудовцы смеялись над этим клоуном, как он смеет ставить в неловкое положение свою великую страну, отправляясь выпрашивать нефть… Жалкий!" – написал один из зрителей, комментируя сюжет Fox News о визите Байдена.

На фоне ближневосточного провала США нарастает необходимость создания новой архитектуры безопасности как на Ближнем Востоке, так и в АТР в целом. И Китай с его доктриной мирного сосуществования всех народов как раз и может стать одним из столпов и гарантов такой безопасности. Безусловно, тут еще остается немало трудностей и подводных камней. В частности, негативную реакцию со стороны официального Тегерана взывал факт обсуждения Си Цзиньпином в ходе визита в Эр-Рияд вопроса о принадлежности трех спорных островов в акватории Персидского залива (на них претендуют Иран и ОАЭ).

Но как бы то ни было, тенденция налицо: китайская модель мирного сосуществования оказывается для стран региона более привлекательной, чем американская военная гегемония. И начинающие вырисовываться контуры нового миропорядка начертаны в том числе и нефтью. Надежное и равноправное сотрудничество в энергетической сфере может стать основой формирования принципиально новых политических альянсов, в том числе и с участием России.

 

Об авторе

Валерий Андрианов
Валерий Андрианов
Доцент финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Аналитика на тему