Site icon ИнфоТЭК

Прощай, транзит!

Действие контракта на прокачку газа через Украину завершается 31 декабря 2024 года. Полагаем, что заканчивается эпоха. Если не эпоха транзита, то эпоха такого рода контрактов. Пора вспомнить об основных параметрах пока ещё действующего соглашения и подвести итоги. Надеемся, что эти итоги не окончательные, а промежуточные.

Древняя история

 Действующий контракт на транзит российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины был заключен в декабре 2019 года. Этому предшествовала череда споров и громких заявлений со стороны Киева. Так, руководство "Нафтогаза" уверяло, что не намеревается подписывать долгосрочный контракт на прокачку, а хочет перевести "Газпром" на аукционную систему.

Основная претензия, которая была у украинской стороны на протяжении 2000-х и 2010-х годов, – ей мало платят за транзит. Вопрос оплаты поднимался неоднократно и неоднократно он становился поводом для очередного кризиса по газовому вопросу. Предлагая аукционную систему (активно применяемую в Европейском союзе), "Нафтогаз" закладывал такие параметры, которые привели бы к, как минимум, двукратному росту платежей за каждую 1 тыс. куб. м. Предложение было настолько щедрым, что его отвергли.

В транзитном контракте 2009-2019 годов тариф на прокачку рассчитывался по формуле, указанной в пункте 1 статьи 8. Основой формулы была базовая составляющая (2,04 доллара за 1 тыс. куб. м), но конкретный размер тарифа зависел от цены на газ, продаваемый Украине, и уровня инфляции в Евросоюзе за предыдущий год. Исходя из годовых отчетов "Нафтогаза", в 2017 году прокачка 1 тыс. куб. м по территории Украины обходилась в 29,6 доллара, а в 2018-м – 30,5 доллара. Конечно, со второй половины 2015 года Украина отказалась от закупок российского газа. Но для нужд транзита можно было воспользоваться формулой цены на голубое топливо, прописанной в контракте на поставку. То есть необязательно продавать газ, чтобы знать его цену.

Контракт 2009-2019 годов подразумевал гарантированную прокачку порядка 110 млрд куб. м в год. Возможно, это покажется парадоксальным, но эта гарантия не была подкреплена принципом "качай или плати". То есть за неисполнение в контракте не прописывались какие-либо санкции. Что интересно, в контракте на поставку газа такие санкции прописывались в рамках принципа "бери или плати". В силу ряда обстоятельств обе стороны не в полной мере исполняли свои обязательства, но взаимных претензий не выдвигали.

А затем "Нафтогаз" пошёл в Стокгольмский арбитраж, потребовал компенсацию за недопоставленные объёмы. И выиграл дело.

"Качай или плати"

 Всё это позволяет лучше понять, в какой обстановке и с какими вводными подписывался новый контракт. И яснее становится логика сторон.

К примеру, российскую сторону критикуют за то, что она позволила внести в контракт 2020-2024 годов принцип "качай или плати". Но с точки зрения "Газпрома" это было гарантией, что в случае возникновения каких-либо споров у него будет чётко прописанная процедура взыскания за недопоставленные объёмы, а не слегка размытая формулировка, которая в итоге привела к потере порядка 2,5 млрд долларов из-за судебного спора. В прежнем контракте "качай или плати" не было, но Стокгольмский арбитраж сделал вид, что этот принцип там был. Раз так, то необходимо было его добавить, чтобы избежать новых авторских прочтений контракта в случае, если возникнут новые споры.

Цена транзита, судя по попавшему в интернет тексту контракта, увеличилась до 31,72 доллара за тыс. куб. м. Но теперь эта цена была фиксирована на весь период действия контракта – без всяких формул (пункт 2 статьи 4).

За первый год действия контракта планировалось гарантированно прокачать через Украину 65 млрд куб. м газа. Все последующие – по 40 млрд куб. м. Хотя в действительности на период с 2021 по 2024 годы стоило бы говорить про гарантированные 109,6 млн куб. м в сутки. Принцип "качай или плати" защищал суточный объём прокачки, притом переносить его в случае недобора на другой период было нельзя.

Ещё одним нововведением, которое отчасти вытекало из фиксированного тарифа, стали повышающие коэффициенты. При бронировании дополнительных мощностей на квартал – 1,1, на месяц – 1,2, на сутки – 1,45.

От бумаги к оврагам

 Первоначально предполагалось, что в рамках контракта голубое топливо будет прокачиваться в Австрию, Венгрию, Словакию, Польшу, Румынию, страны Балканского полуострова и Турцию. Но вскоре началась эксплуатация не только "Турецкого потока", но и его балканского продолжения. И ряд государств начали обеспечиваться газом через турецкий коридор поставок. С чем и было связано запланированное снижение объёмов транзита с 2021 года.

Затем ожидался запуск "Северного потока – 2", который снял бы любую необходимость в дополнительной прокачке через Украину. Германия озвучила планы расширить газовую электрогенерацию, потом газ получил статус топлива переходного периода – потребление голубого топлива в ЕС должно было вырасти на столь благоприятном фоне. Этот прогноз несколько омрачал начавшийся летом 2021 года энергетический кризис.

Прогноз Еврокомиссии, что кризис кончится к апрелю 2022-го, выглядел излишне оптимистично. Спрос начал падать. А с ним – снижались закупки российского газа, что было прекрасно видно по статистике первых полутора месяцев 2022 года.

Разгоревшийся конфликт России и Европы лишь усугубил сложившееся положение в энергетике, а с ней и в экономике. Мы намеренно не указываем в качестве отправной точки этого конфликта начало СВО, так как первый пакет санкций был введён до её начала – 21 и 23 февраля 2022 года.

Один коридор вместо двух

Российский газ в рамках действующего контракта входил на территорию Украины по двум коридорам. Первый идёт через газоизмерительную станцию (ГИС) "Суджа", а второй – через ГИС "Сохрановка".

В мае 2022 года Киев заявил о форс-мажоре – незаконном отборе газа на коридоре, который идёт через "Сохрановку", и перестал принимать заявки на прокачку через эту точку входа. Через это направление на тот момент прокачивалось около 30-35 млн куб. м в сутки. Доказательств несанкционированного отбора предоставлено не было.

Тем не менее, "Газпром" продолжает ежесуточно направлять заявки на прокачку через "Сохрановку". Дело не в каком-то особом виде упёртости. Российская компания объявила, что форс-мажора нет, она готова поставить газ для транзита – вот заявка! А раз украинская сторона прокачивать отказывается, то это снимает с "Газпрома" ответственность в рамках "качай или плати" на объём равный тому, который указан в заявке.

"Нафтогаз" и Оператор ГТС Украины грозили судом и требовали денег, но пока судьба их угроз неизвестна. А "Газпром" продолжает подавать номинации на прокачку, которые ежесуточно отклоняются Киевом.

Сейчас прокачка газа идёт только через суджанский коридор. Статус самой ГИС "Суджа" неопределён после атаки вооружённых формирований Украины на Курскую область. Но, по всей вероятности, контроль прокачки может осуществляться на газоизмерительной станции, находящейся "выше" по газотранспортному коридору.

В среднем суточные объёмы прокачки через Украину в текущем году составляют порядка 42-45 млн куб. м. Они превышают аналогичный показатель 2023-го. А итоговый годовой объём прокачки российского газа через украинский коридор составит около 15-16 млрд куб. м.

Продолжение поставок всё ещё возможно. Даже без нового контракта. Российский газ может быть продан на границе с Украиной иностранному покупателю, а тот будет договариваться с Киевом о транзите (вероятно, с помощью аукционной системы). Как бы там ни было, а до завершения действия контракта осталось чуть больше месяца. Судьба транзита очень и очень скоро будет решена.

Exit mobile version