По сообщениям СМИ, правительство России предлагает закрепить приоритетный доступ нефтепродуктов к железнодорожным перевозкам. Это решение связывают с "инцидентами" на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые произошли с начала 2024 года. Но, скорее всего, перед нами одно из решений, в которых был учтен опыт ценового кризиса 2023-го.
Поврежденные мощности
С начала текущего года в нашей стране в результате атак было повреждено оборудование нескольких НПЗ. Это породило многочисленные попытки зарубежных аналитиков подсчитать объем выведенных из строя мощностей и одновременно с этим дать прогноз о влиянии данных инцидентов на мировой рынок нефти. Уважаемые аналитики так и не смогли прийти к единому мнению ни по первому, ни по второму вопросу.
О влиянии на мировой рынок сырой нефти высказываются прямо противоположные оценки: либо цена черного золота в результате атак на российские заводы увеличится, либо цена уменьшится. Такая определенность не может не радовать.
Что касается поврежденных установок на НПЗ, то сначала в зарубежных изданиях появились оценки, согласно которым совокупная мощность выведенного из строя оборудования составила порядка 0,6-0,9 млн б/с. Однако возник вопрос: не охватываются ли тут сразу и установки первичной, и установки вторичной переработки.
Судя по всему, именно такая ошибка и была допущена, ведь позже последовали уточнения по поводу повреждений установок первичной переработки. Так, по уверениям Bloomberg, этот показатель составляет 0,3-0,4 млн б/с. Из этого делается вывод, что "потенциальные средние объемы переработки сырой нефти после атак украинских беспилотников" могут снизиться до 5,1 млн б/с. Средний уровень за последние месяцы составлял 5,3-5,5 млн б/с. Но при этом мощности российских заводов составляют порядка 5,9 млн б/с.
Профицит
Мы не будем акцентировать внимание на том факте, что некоторые из заводов, подвергшихся атакам, не производили товарных автобензинов и дизельного топлива. А 85% тех продуктов низкого передела, которые они выпускали, шли на экспорт (включая так называемого "крупнейшего поставщика нефтепродуктов на юге России").
Лучше заметим, что загрузка российских НПЗ никогда не составляла 100%. Так, в прошлом году было переработано 275 млн т при номинальной мощности более 300 млн т. Кроме того, объем производимых моторных топлив не является величиной постоянной. В зависимости от потребностей рынка этот показатель можно изменять.
При этом в России все годы наблюдается значительный профицит в производстве автобензинов и дизельного топлива. Лишь половина дизельного топлива потребляется на внутреннем рынке (всего в прошлом году произвели 88 млн т). Ситуация с автобензинами несколько иная: из 43,8 млн т, выпущенных в 2023 году, на внутренний рынок пошло примерно 90%.Иными словами, наши перерабатывающие мощности обеспечивают больший объем производства, чем требуется российским автомобилистам. Дефицита поставок на внутренний рынок не наблюдается.
На биржу, от которой зависят оптовые цены, идет больше автобензинов, чем предусматривается нормами о минимально гарантированных объемах (примерно 26 тыс. т в сутки). За последнюю неделю на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продавалось от 38 до 46 тыс. т автобензинов в сутки. Значимых изменений с начала месяца не наблюдалось.
Кроме того, сейчас сохраняются разрешенные государством поставки автобензинов на рынки некоторых дружественных стран. То есть объем производства остается выше потребностей внутреннего рынка.
По данным Минэнерго, поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок в марте увеличились по отношению к февралю на 13 тыс. т в сутки и 15,5 тыс. т в сутки соответственно. А запасы (которые всегда делаются перед периодом высокого спроса) составляют 1,9 млн т бензинов и 3,4 млн т дизельного топлива.
Но зачем тогда вводится приоритетный доступ для нефтепродуктов, если все так хорошо?
Во-первых, учитывая повреждения, не все хорошо, и накопленный опыт должен использоваться для усиления безопасности промышленных объектов. Во-вторых, для некоторых регионов, которые ориентировались на поврежденные в данный момент НПЗ, усложнится доставка нефтепродуктов. А в-третьих, более серьезного подхода к логистике нефтепродуктов потребовали события прошлого года.
Как доставить бензин потребителю
В 2023 году возник ценовой кризис на внутреннем рынке моторных топлив. Он, как и положено хорошему кризису, был вызван несколькими причинами – от паники на бирже до скачков курса национальной валюты. Но сейчас мы выделим лишь некоторые причины, наиболее значимые в рамках данной темы.
В России вырос автотуризм. В период отпусков потребление бензина в некоторых регионах может увеличиться в два-три раза. При этом традиционно возрастает потребление моторных топлив в целом по стране. В то же время проводятся плановые ремонты НПЗ. Это необходимо для поддержания их работоспособности. Сами нефтепереработчики в ходе модернизации заводов увеличивают межремонтные пробеги оборудования. Перед ремонтами делаются необходимые запасы.
В прошлом году объем внутреннего спроса оказался выше ожидаемого. Особенно в южных регионах. Ситуация усугубилась тем, что после введения европейского эмбарго нефтепродукты отправились по железной дороге в северо-западные и южные порты нашей страны. Загрузка этих направлений возросла.
Резко возросший спрос приводил к тому, что топливо на АЗС (преимущественно на юге) раскупали быстрее, чем его успевали подвозить. А из-за загрузки железной дороги сроки доставки увеличивались кратно. Дефицита в целом по стране не было, но на некоторых АЗС появлялись объявления, что того или иного вида топлива нет. Его просто не успевали подвозить.
Этот негативный опыт был учтен, и потому вводится решение о приоритетном доступе нефтепродуктов (при перевозке грузов по железной дороге). Логистика пока находится в стадии адаптации к новым условиям. А сезон ремонтов на НПЗ, период отпусков и высокого спроса на моторное топливо приближается. При этом графики ремонтов, по открытой информации, были оптимизированы. Теперь вводятся меры логистического характера. Меры выглядят более чем адекватно с учетом тех условий, которые сформировались в прошлом году.
Не будь ситуации с поврежденными НПЗ, логистические проблемы, вскрытые в прошлом году, все равно начали бы решать.