По оценкам BP, международный рынок газа (то есть торговля между крупными регионами) составляет около 1 трлн кубометров в год. При этом половину данного объема составляют поставки СПГ, которые могут быть перенаправлены между странами (чем Европа активно пользовалась в прошлом году).
В 2022–2023 годах с этого рынка уйдет 120–140 млрд кубометров российского трубопроводного газа, который ранее шел в Европу. Ввод новых мощностей по производству СПГ в среднем составляет 20–30 млрд куб. м в год. То есть нужно несколько лет, чтобы компенсировать это падение. И это при условии отсутствия прироста спроса со стороны других стран.
Факторы неопределенности
Такое сочетание различных факторов означает продолжение периода высоких цен на газ на ближайшие годы (до 2026–2027 годов). Что такое высокие цены на газ? Это спотовые цены в Европе, превышающие $450–500 за 1 тыс. кубометров. Но котировки в последние годы достигают и $1500–2000 – это как если бы нефть стоила по $400–500 за баррель. То есть цены сегодня сверхвысокие. А в среднесрочной перспективе они будут составлять в среднем $600–800 с периодическими колебаниями в коридоре от $300 до $1500.
Как именно поведут себя газовые и связанные с ними энергетические рынки? Судить об этом невозможно без учета множества факторов. К упомянутому колоссальному выбытию российского газа добавляются другие неопределенности: конфликт на Украине, рост спроса на природный газ в мире и скорость запуска новых проектов по производству СПГ, глобальная или региональная рецессия, ценовые кризисы (автор придерживается мнения, что в первую очередь основой роста цен являются напечатанные в 2020–2022 годах в западных экономиках деньги). Еще один фактор – изменения структуры и объемов потребления на стороне потребления, а именно: повышение эффективности потребления энергоресурсов в Европе (на фоне ограничений поставок газа) и в мире (под давлением более высоких цен), увеличение роли электромобилей (в 2022 году на их долю пришлось 13% всех новых проданных легковых автомобилей в мире).
Потери Европы
В целом Европа смогла пережить 2022 год и отопительный сезон 2022/23 годов, но потребление газа было существенно сокращено, и она утратила часть своего промышленного потенциала. Поддерживать функционирование наиболее энергоемких предприятий путем государственных субсидий в необходимых масштабах было нереально – в результате некоторые из них стали перебазироваться в другие регионы или же сократили выпуск продукции. Оценки дополнительных затрат и расходов на поддержку бизнеса варьируются в диапазоне нескольких сотен миллиардов евро.
При этом необходимо отметить, что рост цен на газ в Европе стал следствием не только сокращения объемов поставок из России, но и грамотной информационной политики со стороны РФ. Активно продвигался тезис о том, что Европе не хватит газа для прохождения зимнего сезона. "Газпром" регулярно выпускал пресс-релизы о текущем уровне поставок. Сложно сказать, делалось ли это специально, с расчетом на спекулятивный рост газовых цен, но итог оказался именно таков – подобный негативный информационный фон способствовал сохранению тренда на рост котировок.
Скорее всего, в 2023 году Европа может понести еще большие экономические потери, чем в прошлом году. В нынешнем году спрос на газ в мире вырастет на 1,0–1,5%, тогда как предложение не увеличится, а, вероятно, даже уменьшится. Во-первых, в текущем году в эксплуатацию будет введен минимальный объем мощностей по производству сжиженного природного газа. Во-вторых, поставки из России по трубопроводам, скорее всего, существенно снизятся из-за продолжения проблем с украинским транзитом – в этом году, скорее всего, не будет двух месяцев полных поставок, как в 2022 году, и к тому же существуют риски диверсий или дальнейших санкционных ограничений.
Учитывая вышесказанное, Европа в 2023 году будет пытаться максимально закупать сжиженный природный газ на мировом рынке. Но СПГ, производимый в рамках крупных проектов, уже полностью законтрактован, поэтому его может просто физически не хватить. А даже если требуемые объемы и найдутся, то цены на данный энергоноситель взлетят в связи с увеличившимся спросом. И мы опять увидим цены на уровне $1500 за тысячу кубометров и выше. В прошлом году Европа перекупала часть СПГ у Китая, однако китайцы уже приняли решение в дальнейшем не перепродавать газ. В КНР, скорее всего, будет наблюдаться рост энергопотребления, вызванный выходом экономики из ковидных ограничений.
Приведу оценки компании "Яков и партнеры". На 2023 год Европе не хватит 30–60 млрд кубометров газа (в наиболее ожидаемом сценарии), а последствия для экономики за несколько лет могут выражаться в потере 6–11% ВВП.
Перекрывать ли сжиженный газ Европе?
Еще более осложнить жизнь европейцам могла бы жесткая политика со стороны России. Надо признать, что наша страна пока ведет себя достаточно мягко. Нам стоило бы реагировать более решительно: с нами воюют, а мы беспокоимся об инвестиционном климате, пытаемся сохранить имидж. Перед кем?
В прошлом году Европа получила около 135 млрд кубометров СПГ. При этом более 20 млрд из них пришлось на российский газ (проект "Ямал СПГ"). Еще порядка 10 млрд кубометров российского газа были фактически украдены – конфискованы в германских хранилищах, принадлежащих немецкой дочке "Газпрома". В рамках той же конфискации были перехвачены некоторые контракты на поставку СПГ. То есть эти 30 млрд кубометров в прошлом году европейцам достались сравнительно дешево или вообще бесплатно. Сравнительно дешево – потому что за перекупленный газ из Азии европейцам приходилось переплачивать, а не платить стандартную спотовую или подобную цену.
Между тем Россия в рамках санкционной войны могла бы полностью отказаться от поставок своего сжиженного газа в Европу и перенаправить эти объемы на рынки Азии. Кроме того, российские власти могли бы своим решением прекратить трубопроводные поставки через Украину. Как справедливо отмечают представители руководства РФ, Европа практически полностью утратила свою политическую субъектность. И мы можем действовать в соответствии с этой логикой, не заигрывая с Европой, а проводя по отношению к ней жесткую политику. По крайней мере, следует использовать этот рычаг для смягчения давления на российскую экономику или снижения поставок вооружений Украине.
Новые задачи для российской газовой отрасли
Если в 2022 году добыча газа в РФ сократилась примерно на 140 млрд кубометров год к году, то в нынешнем году объем снижения не превысит 20 млрд кубометров. Причем данный процесс будет не одномоментным, а окажется растянутым на весь год. Для газовой отрасли в условиях высоких цен это не станет проблемой, но, тем не менее, надо рассмотреть перспективы использования высвободившегося газа.
Прежде всего России следовало бы более активно заняться своповыми поставками. Уже сейчас осуществляются сравнительно небольшие (около 2–3 млрд кубометров в год) своп-операции с Ираном. Можно обсуждать поставки в страны ближнего зарубежья. Например, Азербайджан мог бы закупать российский газ для собственных нужд, а высвободившиеся объемы продавать в Европу через газопроводы TAP и TANAP. Конечно, условия такого свопа должны быть очень хорошо продуманы, чтобы его эффекты справедливо распределялись между участниками сделки.
Еще один вариант – замена поставок туркменского газа в Китай российским "голубым топливом". А Туркменистан сможет направлять свой газ в ту же Европу через российскую ГТС. Но эта схема, скорее, теоретическая.
Следующая возможная мера – наращивание поставок газа химическим предприятиям Республики Беларусь и самой России. Это надо делать уже сейчас, поскольку у нас наблюдается дефицит на рынке продукции газохимии. Причем продавать эту продукцию необходимо самим, а не через посредников, чтобы как можно больше маржи оставалось в России. Возникает возможность (а для активной экономической политики – необходимость) создания мощной российской торговой корпорации, сопоставимой по масштабам с такими международными трейдерами, как Glencore или Vitol. Если пофантазировать, то начинать свою деятельность этой компании следует с торговли небольшими объемами подсанкционных товаров, а также уникальными сырьевыми товарами (которые сложно приобрести на рынке) и теми видами продукции, на которую покупатели просят большой дисконт при поставках через международных трейдеров. По всем перечисленным позициям проще искать покупателей на более выгодных условиях.
И, наконец, ключевая задача – подключение восточных регионов РФ к единой системе газоснабжения (ЕСГ). Сейчас ЕСГ доходит до Кузбасса. Также имеется труба "Сила Сибири", протянувшаяся от Иркутска до Чаяндинского месторождения и далее через Амурскую область до границы с Китаем. Предлагаю построить газопроводы от Кемеровской области до Иркутской (около 1000 км) и от Амурской области до Хабаровска (чуть менее 600 км), где ЕСГ соединится с трубопроводной системой Сахалин–Хабаровск–Владивосток (СХВ). Создание такого маршрута позволит перебрасывать из западной части России избыточный газ, от которого отказалась Европа, на восток.
Этот газ может быть направлен на газификацию Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского, Хабаровского и Приморского краев. Это будет дешевле, чем поставлять газ с Ковыкты или Чаянды, так как в ЯНАО имеются зрелые, давно эксплуатируемые месторождения, в освоение которых не надо инвестировать крупные средства, а в настоящее время из-за прекращения экспорта в Европу имеется избыток мощностей.
Важно отметить проблемы тарифов на транспортировку газа внутри страны. Так как прокачка упадет на 140–150 млрд куб. м, то придется повышать тариф на оставшиеся объемы. Поэтому чем эффективнее и быстрее будет пристроен западносибирский газ, тем проще будет с тарифами на транспортировку.
По такому же маршруту (ЕСГ – новые соединения – СХВ) газ может пойти в Китай. Россия и КНР подписали предварительное соглашение о поставках 10 млрд куб. м в год с Дальнего Востока РФ. Предполагалось, что это будет сахалинский газ, но, скорее всего, в обозримой перспективе дополнительных объемов на Сахалине не появится, так как для добычи на шельфе нужны технологии и услуги компаний, которые нельзя приобрести из-за санкций.
Новая конфигурация системы газопроводов на востоке (с соединением с ЕСГ) позволит усилить позицию РФ на переговорах с Китаем. Ведь предлагаемый КНР газ может быть направлен на внутреннее потребление (ускоренный перевод на газ электростанций и промышленных предприятий). Также полезно будет построить на восточном побережье дополнительные мощности по производству СПГ.
Важный аспект предлагаемого проекта соединения ЕСГ с восточными газопроводами заключается еще и в том, что можно поэтапно наращивать пропускную способность газопроводов в сторону востока страны и Китая. Это более простые управленческие решения, чем сооружение "Силы Сибири – 2", которая проектируется в расчете на поставку сразу 50–60 млрд куб. м в год.