Похоронит ли Киев "Дружбу"

Венгрия и Словакия недополучают нефть из России из-за украинских ограничений

Похоронит ли Киев "Дружбу"
Фото: rossaprimavera.ru.

Венгерская сторона пожаловалась на прекращение прокачки части российской нефти по магистрали "Дружба". По данным министра иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петера Сийярто, Киев прервал транзит сырья, которое "Лукойл" отправляет в адрес венгерской MOL.

Исключительное трио

В июне 2022 года был принят шестой пакет европейских санкций. Среди прочего он вводил ограничения на импорт российской нефти. Но поставки по нефтепроводу "Дружба" под ограничения не попали. Это не помешало властям Польши и Германии заявить, что подачки им не нужны, и они прекратят закупки российского сырья вместе со всеми.

Выполнить обещание им в полной мере не удалось. Но позже подоспели новые санкционные ограничения, которые запретили импорт российской нефти по северной ветке "Дружбы". Также досрочно от своего права импортировать российское черное золото отказалась Болгария.

Но южная ветка "Дружбы" не подпадала ни под какие ограничения. Поставки по этому направлению идут в три страны – Венгрию, Чехию и Словакию (примерно до 14 млн т в год).

Исключения из санкций, которые получили эти страны, имеют условно бессрочный характер. То есть в документах не прописаны конкретные сроки, когда исключения будут отменены, но Брюссель подталкивает Венгрию, Чехию и Словакию к тому, чтобы они искали других поставщиков и выстраивали новые цепочки поставок.

То есть исключения, которые получены этими странами связаны с безальтернативным характером импорта из России. Ни один другой экспортер не может на данный момент обеспечить им те же объемы, что и наша страна, по столь удобному каналу поставок.

"Дружба" с Венгрией

Для России сохранение поставок по "Дружбе" – это плюс, так как сохраняется не просто канал сбыта, а деловой контакт, который при определенных условиях может стать одной из ступенек к восстановлению отношений с Евросоюзом. Но здесь же прячется более чем очевидный минус – южная ветка "Дружбы" идет через территорию Украины, что делает ее удобной для Киева точкой давления на получателей российской нефти.

В 2019 году тихо, мирно и без лишнего шума в СМИ "Транснефть" и "Укртранснафта" продлили срок действия договора о транзите нефти через территорию Украины до 1 января 2030 года. Первоначально зафиксированный, по открытой информации, тариф на прокачку начиная с 2022 года несколько раз пересматривался Киевом в сторону повышения.

Рост требований мотивировался украинской стороной тем, что у нее, якобы, увеличились расходы на обеспечение транзита, в том числе связанные с повреждением энергетической инфраструктуры. Для подтверждения своих слов Киев приостановил прокачку российской нефти в ЕС в ноябре 2022 года, объяснив свои действия падением напряжения в сети. По всей видимости, резервная генерация либо не была предусмотрена, либо чьи-то шаловливые жовто-блакитные ручки ее куда-то дели.

Но проблема была не только в росте затрат на прокачку. Сложности возникли и с тем, чтобы провести оплату. Здесь виноватой оказалась продуманная и выверенная санкционная политика Европейского союза, в рамках которой сначала принимаются ограничения на банковские платежи (седьмой пакет санкций), а потом решается вопрос – как оплачивать товары, которые европейские страны получают из России.

Из-за невозможности получить оплату "Укртранснафта" останавливала транзит в августе 2022 года. Тогда разрешить ситуацию позволило вмешательство компании MOL, которая предложила самостоятельно вносить деньги за транзит.

Точка давления

Географический фактор никто не отменял, и для простоты всем привычно говорить, что покупателями российской нефти являются страны (в данном случае Венгрия, Чехия и Словакия). Но в действительности нефть продает не Россия, а покупают не зарубежные государства. Взаимодействуют конкретные хозяйствующие субъекты.

Покупателями российской нефти в "исключительном трио" выступают MOL, владеющая нефтеперерабатывающими заводами в Венгрии и Словакии, а также чешская Orlen Unipetrol, которая, как следует из названия, принадлежит активно расширявшейся последние годы польской PKN Orlen. То есть, когда поступает информация, что Венгрия и Словакия недополучают российскую нефть, то понимать ее надо так, что ее недополучает компания MOL.

"Лукойл" не единственный российский поставщик, пользующийся южной веткой "Дружбы". Но, судя по информации венгерской стороны, только против него Киевом были введены ограничения. Поставки других нефтяников из РФ благополучно доходят до получателей.

Петер Сийярто заявил, что если кто-то ставит под угрозу энергобезопасность его страны, то "это можно считать посягательством на ее суверенитет". Пока же MOL и "Лукойл" ищут "юридически приемлемое решение". Совокупные поставки в адрес MOL из России по "Дружбе" составляют прядка 8-10 млн т в год.

К сожалению, даже если решение будет найдено, "Дружба" останется точкой давления и на Россию, и на Венгрию, которой Киев неминуемо будет пользоваться при любом неудобном случае.

Но как ни парадоксально, здесь кроется и большой плюс как для продавца, так и для покупателя. Остановить транзит насовсем можно только один раз, после чего еще 10 млн т российской нефти (или 13-14 млн т, если считать еще и поставки в Чехию) будут перенаправлены морем на другие рынки, а европейцы столкнутся с финансовыми потерями. И – все, точка давления исчезнет. А ее ценность в том, чтобы ею можно было продолжать пользоваться. Это на данный момент служит своего рода гарантией договороспособности украинской стороны и продолжения транзита российской нефти в адрес MOL и Unipetrol.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Статьи на тему