Откуда есть пошло газомоторное топливо

Первый этап развития газомоторного направления стартовал в нашей стране 90 лет назад

Откуда есть пошло газомоторное топливо
Фото: Газпром

В России представлен проект Концепции развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) до 2035 года. Согласно проекту, потребление природного газа в качестве моторного топлива может увеличиться с 2,52 млрд куб. м в 2024 году до 13,9 млрд куб. м в 2035-м. Это далеко не первый "подход к снаряду" в газомоторном сегменте в нашей стране. Первый этап развития отрасли начался 90 лет назад – в 1930-х.

Газогенераторы и газобаллоны

В июле 1935 года в газете "Правда" (№188 (6434)) были опубликованы следующие строки: "Совет Труда и Обороны обязал Наркомтяжпром, наряду с безусловным выполнением ранее данных ему решением ЦК и СНК от 19 января 1935 г. заданий по выпуску тракторов и грузовых автомобилей, оборудованных газогенераторными установками для Паркомлеса, выпустить дополнительно в III квартале текущего года 125 газогенераторных установок для автомобилей и 50 установок для тракторов "Сталинец" и значительно увеличить в 1936 г. производство газогенераторных установок для автомашин и тракторов".

В то время началась первая попытка развить газомоторное направление. Можно было бы предложить отметить 90-летие газомоторной отрасли нашей страны, но пока лишь отметим: ситуация в области ГМТ в 1930-х годах радикально отличалась от того, что мы наблюдаем сегодня.

Главное отличие – ставка делалась не на природный газ (метан) и даже не на пропан-бутан. На тот момент еще не заработали крупнейшие газовые месторождения, первый дальний магистральный газопровод (МГ) Бугуруслан ‎– ‎Куйбышев протяженностью 160 км был сдан в эксплуатацию только в 15 сентября 1943 года, а первый газопровод дальнего транспорта газа (843 км) заработал 11 июля 1946 года, обеспечив поставки газа из Саратова в Москву.

Газомоторный транспорт к тому моменту в столице СССР уже вовсю эксплуатировался. В целом по стране в тот период он был представлен двумя направлениями – газогенераторным и газобаллонным.

Газ из твердого топлива

Первое направление предполагало установку газогенератора непосредственно на транспортное средство. Газ производился за счет перегонки твердого топлива (дров, торфа, угля). Фактически, это был светильный газ, который с XIX века использовался в нашей стране для освещения. Так, в Москве с 1865 года светильный газ получали, перегоняя английский уголь.

Транспорт с установленным газогенератором применялся с 1920-х годов, но только во второй половине 1930-х на этом направлении начал складываться системный подход, что не в последнюю очередь было связано с нараставшими темпами индустриализации, увеличивающимся производством автомобилей и в целом с возросшей механизацией в условиях ресурсных и логистических ограничений.

Также на первом этапе развития газомоторной отрасли широкое распространение получила установка газогенератора в рамках газозаправочного комплекса, на котором специально оборудованные автомобили закачивали газ в стальные баллоны и уже его использовали в качестве моторного топлива. По имеющимся данным, речь шла об оборудовании "обыкновенных стандартных бензиновых автомобилей" аппаратурой "для снабжения двигателя газовым топливом". К примеру, на ЗИС-30 устанавливали восемь баллонов, в которые "светильный" газ закачивался под давлением 200 атмосфер.

Топливная автономность

Характер каждого из направлений диктовал сферу его применения. Газобаллонное в основном распространялось в крупных городах, в областных центрах. К началу войны газонаполнительные станции работали в Москве, Донецке (тогда – Сталино), Горловке, Мелитополе.

А газогенераторное направление старались использовать в регионах, где было много твердого топлива, а жидкого ("нефтяного") не хватало. Еще в 1935 году отмечалось, что "особое значение проблема использования твердого топлива для тракторов и автомобилей приобретает в лесной промышленности". Такого рода предприятия зачастую располагались на больших расстояниях от мест добычи и переработки нефти. Организовать стабильное топливное снабжение было сложно.

Газогенераторы позволяли предприятиям обойти эту логистическую проблему буквально за счет собственного топливного ресурса – древесных чурок. А к 1940 году был создан газогенератор, работающий на шишках, ветках, щепках. Началась разработка генераторов, способных "переваривать" брикеты из соломы. Иными словами, грузовик или трактор в самой отдаленной местности был обеспечен горючим.

Кстати, накопленный в 1930-х годах опыт разработок в сегменте твердого топлива для ДВС мог бы пригодиться и сегодня. Но пока такой задачи в газомоторном сегменте не ставится.

Километр становится дешевле

Еще одним важным отличием от текущей ситуации, в которой развивается газомоторное направление, является нефтяной дефицит.

В 1913 году добыча нефти в Российской империи составляла около 9,1 млн т, в 1916-м – 9,97 млн т, в ходе Гражданской войны она сократилась до 3,78 млн т, но уже в 1930-м в СССР достигла 18,5 млн т (на 7 млн т больше пиковых значений, продемонстрированных в начале XX века). В 1940-м производство выросло до 31,1 млн т.

Но даже такое увеличение не могло полностью удовлетворить потребности растущей промышленности и расширяющегося транспортного сектора. Кроме того, не будем забывать о задачах, которые стояли перед оборонным комплексом – военной технике тоже требовалось топливо. Стране было нужно все больше и больше горючего. Газогенераторная и газобаллонная техника обеспечивали необходимую в тех условиях экономию нефтяного топлива.

Сегодня такой проблемы нет – Россия производит примерно в 2,5-3 раза больше нефти и газового конденсата, чем необходимо для удовлетворения внутреннего спроса на моторное топливо. И в непосредственном производстве автобензинов и дизтоплива также наблюдается существенный профицит (в бензиновом сегменте – порядка 10%, в дизельном – производство двукратно превосходит спрос). Развитие газомоторного сегмента необходимо скорее из природоохранных соображений и исходя из вопросов повышения эффективности использования имеющихся природных ресурсов.

Кстати, в ряде аспектов первый этап развития газомоторного направления в нашей стране походил на тот, который наблюдается сегодня. Например, в вопросе экономии. Так, отмечалось, что "трехтонная машина "ЗИС-5" расходует в среднем на 100 километров 35,7 литра бензина". А в газобаллонном исполнении она тратила на то же расстояние 58,5 куб. м газа, при этом кубометр стоил в два раза дешевле литра бензина. Иными словами, на 100 км можно было сэкономить ценовой эквивалент примерно 6,5 л. Кстати, по другим данным, 60 куб. м обеспечивали 160 км пробега, что гарантировало еще большую экономию.

Великая Отечественная война замедлила развитие газомоторного направления (хотя газогенераторная техника очень и очень пригодилась в условиях обострившихся проблем с со снабжением топливом). Тем не менее, в 1950-х годах в стране насчитывалось порядка 40 тыс. автомобилей, использующих в качестве топлива газ. Затем последовали открытия крупных месторождений углеводородного сырья, что сделало газомоторное направление неактуальным вплоть до 1980-х годов, на чей опыт во многом опираются текущие программы развития ГМТ.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Статьи на тему