Безусловно, в современном мире газовый экспорт служит не только важным источником пополнения бюджетов стран, обладающих большими запасами "голубого топлива", но и инструментом международной политики. Поэтому борьба за внешние рынки данного энергоресурса – дело крайне сложное и ответственное. Однако нельзя забывать, что в конечном счете в выигрыше остается не тот, кто продает или покупает газ, а тот, кто эффективно использует данный ресурс для развития собственной промышленности и социальной сферы. Поэтому любые достижения в области газового экспорта меркнут, если внутренний потребитель вынужден сидеть на "голодном пайке". Увы, в России зачастую именно так и происходит, а теперь еще возникают серьезные опасения по поводу того, что и упомянутый "голодный паек" может серьезно подорожать…
"Газпром" газифицирует Турцию
Доступ к дешевому газу сегодня – важнейшее средство повышения конкурентоспособности национальных экономик и уровня жизни населения. Поэтому правительства многих стран уделяют особое внимание решению данной задачи. Здесь весьма показателен пример Турции, где нынешний президент (и одновременно кандидат в президенты на приближающихся выборах) Реджеп Тайип Эрдоган пообещал в течение года обеспечивать все домохозяйства бесплатным "голубым топливом". Это должно произойти благодаря разработке месторождения Сакарья в Черном море, добычу на котором планируется довести на первом этапе до 10 млрд куб. м в год, а затем, к 2026 году, до 40 млн куб. м в год. Для сравнения, потребление газа в Турции в 2022 году составило около 60 млрд куб. м.
При этом не стоит забывать, что Турция планирует стать крупнейшим европейским газовым хабом и претендует на то, чтобы играть роль одного из ведущих поставщиков "голубого топлива" в Старый Свет. Однако новые запасы, обнаруженные на черноморском шельфе страны, не отправляются сразу же в "европейскую трубу", а предназначаются именно для внутренней газификации.
Конечно, это можно назвать чистой воды предвыборным популизмом. Допустим, элемент популизма тут есть, но в данном решении присутствует и трезвый экономический расчет. Именно дешевый собственный газ может стать тем фактором, который поможет преодолеть негативные тенденции в экономике страны и вернуть ее на траекторию устойчивого роста.
Впрочем, в этой истории для нас важно не то, является ли заявление Эрдогана популистским или прагматическим. Важно, что оно было бы невозможным, если бы у Турции не было надежного "газового тыла", который ей обеспечивает российский "Газпром". Так, за 20 лет функционирования газопровода "Голубой поток" (мощностью 16 млрд куб. м в год) по нему было перекачано в Турцию (по состоянию на конец 2022 года) 218 млрд куб. м российского газа.
Кроме того, существует также трубопровод "Турецкий поток" мощностью до 31,5 млрд куб. м в год, который остается существенно недозагруженным. Такое "трубопроводное изобилие" позволяет Турции откровенно давить на "Газпром" с целью снижения цен на российский газ. Как сообщало агентство Bloomberg, Анкара в конце прошлого года требовала скидки более чем на 25% для газа, поставленного в 2023 году и частично в 2022-м (то есть ретроспективно). Получив же такие скидки, можно обеспечивать внутренний рынок дешевым российским газом, а свои черноморские ресурсы отправлять на европейский рынок по вполне себе европейским ценам. Таким образом, можно прекрасно совмещать и популизм, и экономическую выгоду.
Неестественная монополия
Итак, "Газпром" блестяще справляется с обеспечением дешевым газом дружественной Турции. Может быть, стоит перенести этот удачный эксперимент на российскую почву? Благо что у нас есть где развернуться. Так, уровень газификации в России составляет сейчас 71,4%, что вроде бы и немало, но явно недостаточно для полного удовлетворения спроса со стороны населения. При этом в ряде регионов этот показатель гораздо ниже. Так, в Сибирском федеральном округе он составляет всего 16,8%, а в некоторых дальневосточных регионах и того меньше.
И планы "Газпрома" по дальнейшей газификации не поражают воображения своим масштабом. К 2026 году планируется довести ее уровень до 74,7%, то есть прибавить всего 3,3% к текущему показателю. Но и тут со стороны "Газпрома" появляются заявления о "непосильной ноше". Так, на прошлой неделе из уст представителей компании прозвучали предложения либерализовать оптовые цены на газ для промышленных потребителей в отдельных регионах, ввести их сезонную дифференциацию и запустить систему коммерческой балансировки. Что это означает на практике? По сути, концерн пытается переложить финансирование газификации на плечи самих конечных потребителей, включая простых граждан. А что, мол, мы же не Турция какая-нибудь, чтобы бесплатно обеспечивать население газом.
Ну что ж, допустим, что для ускорения газификации "Газпрому" действительно нужны определенные меры поддержки со стороны государства и населения. Но прежде чем принимать эти меры, надо оценить эффективность уже предоставленных преференций. В случае с "Газпромом" самая большая "преференция" очевидна – компания является монополистом в области экспорта российского трубопроводного газа. Сохраняя за компанией такой статус, государство и общество были вправе надеяться на то, что немалые доходы от экспорта отечественного "голубого топлива" будут направлены не только на финансирование футбольных клубов, строительство "шедевров архитектуры" (призванных стать новой штаб-квартирой корпорации) или на проведение дорогостоящих пиар-акций. Хотелось бы видеть пусть не столь яркие и впечатляющие, но зато практические и нужные статьи расходов, нацеленные, в том числе, на развитие внутреннего рынка газа. Когда у подавляющего большинства населения будет доступ к газу, тогда, наверное, можно и шикануть и похвастаться на весь мир своими достижениями с помощью дорогих пиар-игрушек…
Таким образом, можно констатировать, что "главная преференция" (монополия на экспорт) пошла не впрок – не "Газпрому", а рядовым потребителям газа. Что ж, теперь, наверное, "Газпром" готов осознать ошибки и щедро поделиться своими "монопольными правами" с другими участниками рынка, чтобы вместе, засучив рукава, взяться за газификацию? Не тут-то было. Прося очередную порцию преференций, "Газпром" намерен зубами и когтями держаться за свою монополию не только в сфере экспорта, но и на внутреннем рынке, что уже противоречит не просто понятиям справедливости, но и элементарной логике.
В самом деле, раз уж заговорили о "либерализации" рынка, то следовало бы в первую очередь либерализовать систему транспортировки газа. Пора бы избавить "Газпром" от тяжелого бремени по содержанию инфраструктуры и создать, по образцу нефтяной промышленности, условный "Трансгаз" – независимую газотранспортную компанию. В этом случае все игроки рынка смогли бы воспользоваться плодами либерализации и на основе честной конкуренции обеспечить снабжение внутренних потребителей "голубым топливом" по приемлемым ценам. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что "Газпром" костьми ляжет, дабы не допустить реализации на практике подобной идеи. Ибо на самом деле в концерне мечтают не о подлинной либерализации, не о создании справедливых и общих для всех рыночных условий, а об очередном изменении правил игры в пользу монополии… Такая вот неестественная монополия получается.
Арии скупого рыцаря
Впрочем, это уже не первая "ария скупого рыцаря", исполняемая "Газпромом". Так, совсем недавно, в конце марта, в СМИ появилась информация о том, что нам грозит снижение добычи газа в главном нефтеносном регионе страны – Надым-Пур-Тазовском районе ЯНАО. Если в нынешнем году там планируется извлечь 468 млрд куб. м газа (70% от добытого в стране), то к 2040 году данный показатель может сократиться до 255 млрд куб. м. Вывод отсюда делался, казалось бы, логичный: "Газпрому" нужна поддержка государства в сфере геологоразведки и добычи. Но, позвольте, не сам ли "Газпром" регулярно рапортовал о приросте запасов над текущей добычей? По сообщениям компании, данная тенденция сохраняется уже 18 лет подряд. В том числе и в 2022 году, когда было добыто 412,6 млрд куб. м, а приращено 529,2 млрд куб. м запасов.
Но в 2022 году объем геологоразведочных работ в "Газпроме" обвалился в 2,3 раза. Совпадение ли, что тут же возникает "идея" о необходимости стимулирования новых ГРР и разработки трудных запасов со стороны государства? А куда же делись прежние запасы? Или бодрые отчеты касались прироста трудноизвлекаемых запасов, которые никто и не собирался разрабатывать? И почему вдруг "истощение традиционных запасов" совпало по времени с ухудшением производственных и финансовых показателей газовой монополии? Не попытка ли это переложить на плечи государства часть затрат монополии на ГРР и реализацию добычных проектов?
Очень прискорбно, что подобная информация всплывает на фоне идущих переговоров между Москвой и Пекином о сооружении трубопровода "Сила Сибири – 2", сырьевой базой для которого должна послужить как раз Западная Сибирь. Информация о катастрофическом истощении ресурсной базы явно не усиливает позиции России в ходе переговоров по этому проекту.
Таким образом, попытки "Газпрома" не мытьем так катаньем получить от государства все новые и новые преференции продолжаются с упорством, достойным лучшего применения. Такую бы настойчивость проявить в деле газификации страны – и тогда, глядишь, не пришлось бы нам завидовать турецким потребителям…