"Неподсанкционный танкерный флот"
Обход санкций в морской логистике – наука для остальных сегментов мировой торговли

На фоне разнообразных геополитических событий и разнонаправленности освещения в мировых СМИ успехов и неудач политики Трампа в отношении крупных мировых держав, таких как Россия, Китай и Индия, мировой рынок нефти показывает удивительную устойчивость ко всему этому мощному аналитическо-новостному информационному потоку и продолжает функционировать без перебоев в поставках в том числе и "санкционной нефти". И эта стабильность связана не в последнюю очередь с таким явлением как "теневой флот". Так принято в западных (и в отечественных) СМИ называть те танкеры, которые не работают больше в заданной глобальными агентствами системе координат, например британского Lloyd’s List, доминирующего с XVIII века на рынке морской информации.
"Невидимки"
На протяжении почти 300 лет у Lloyd’s List бизнес развивался по нарастающей, охватывая шаг за шагом практически весь мировой рынок морских перевозок. Но за последние несколько лет эта модель начала разрушаться и, в первую очередь, благодаря той санкционной войне, которая была развязана против России и ее нефтегазовой отрасли западной коалицией, где одну из ведущих ролей играет Соединенное Королевство.
Все дело в том, что на рынке морских перевозок, и в первую очередь в нефтеналивном сегменте, появилось большое количество судов, которые стали "невидимы" западным информационным агентствам и различным международным морским регистрам и другим всевозможным морским организациям, проводящим санкционную политику.
Все тот же британский Lloyd’s List в своих отчетах сетует на так называемые "танкеры-призраки", которые "систематически используют методы фальсификации данных автоматической идентификационной системы (АИС) для сокрытия своих перемещений".
"Без гражданства"
Ни для кого уже не секрет, что танкеры так называемого "теневого флота" в основном занимаются транспортировкой нефти из стран, которые находятся под американскими и другими санкциями, включая Иран, Россию и Венесуэлу.
По данным британского агентства, за последние три месяца было зафиксировано как минимум семь танкеров, которые скорректировали свои идентификационные данные, изменив уникальные номера MMSI, чтобы скрыть свое происхождение.
Также, агентство сообщает, что танкеры "теневого флота" используют несуществующие коды стран MMSI, а некоторые танкеры используют код MID 646, который не присвоен ни одной стране, из-за чего они отображаются как "статистические" суда "без гражданства".
Подобная тактика, по мнению экспертов Lloyd’s List, применяется танкерами различных классов, но прежде всего Suezmax, которые занесены в "черные списки" в Великобритании и в странах Евросоюза, в связи с чем, как указывается в отчете – морские власти придерживающихся санкций стран сталкиваются с серьезными проблемами мониторинга судов, что способствует "неконтролируемой транспортировке нефти".
Политика правильных терминов
Интересна сама постановка вопроса – а почему, собственно, транспортировка нефти в мировом океане должна контролироваться какими-то отдельными группами "избранных" джентльменов и почему, в случае если эти джентльмены не могут разрешать или запрещать, то это проблема всего международного сообщества?
Вполне очевидно, что речь идет о монополии или даже о диктате особой группы глобалистов, которые сделали существующие механизмы мировой торговли инструментами влияния и даже наказания неугодных им игроков.
И выводы здесь напрашиваются вполне очевидные. Во-первых, в отечественных СМИ пора перестать пользоваться "глоссарием" и терминами, придуманными в санкционном лагере уже бывших партнеров и называть вещи своим именем. Например, "российский танкерный флот" или "неподсанкционный танкерный флот".
Во-вторых, успешную практику ухода от санкций и запретов в сегменте морской логистики нужно перенимать и развивать в остальных сегментах мировой торговли: ценообразование на товары, страхование, финансирование, транзакционные механизмы.
Для полноты картины нужно отметить, что практически во всех вышеперечисленных сегментах доминирующую роль на мировом рынке играют все те же джентльмены, которые устанавливают цены на сырьевые товары как на биржевом, так и на физическом рынке нефти, страхуют (или не страхуют) грузы, финансируют (или не финансируют) проекты и сделки, позволяют или не позволяют совершить банковский перевод – и так далее по списку.
Несомненно логистика — это важный элемент торговой стратегии. Но далеко не единственный!
В основе решения вопроса о преодолении западных санкций должен быть комплексный стратегический подход, который и позволит со временем сформировать новые рыночные отношения на международном рынке без диктата со стороны "избранных" и на взаимовыгодной и равноправной основе.