После долгого перерыва (с 2019 года) в январе 2023-го Соединённые Штаты зафиксировали нефтяной импорт из Венесуэлы. В целом, Вашингтон и Каракас последнее время периодически делают шаги навстречу друг другу. Это породило далеко идущие и при этом невесёлые выводы о судьбе нефтяного рынка – возникнет избыток предложения, обострится конкуренция России и Венесуэлы на рынке Индии и т.п. Вдруг в январе 2024-го США начинают грозить возвращением санкционных ограничений с апреля, традиционно мотивируя это заботой о демократии.
Демократия против тирании
Центральным элементом, вокруг которого строится общественно-политический дискурс Соединённых Штатов – это идеалистическое по своему характеру преставление о том, что двигателем исторического процесса является борьба между демократией и тиранией.
Местами США играют в Римскую республику (сенат, Капитолий и т.п.), а местами считают, что на дворе всё ещё первая половина XVIII века (поэтому Штаты упорно не отказываются от футов и американских галлонов). Собственно, где-то между временами Римской республики и XVIII веком применение идеалистических философских воззрений было оправданным уровнем развития науки и общества. В этом смысле Соединённым Штатам не откажешь в некоторой последовательности.
Проблема только в том, что, подавая все события на международной арене через призму борьбы демократии и тирании, действовать США вынуждены, подчиняясь объективно существующим материалистическим законам. В результате получается одновременно смешно и грустно.
К примеру, в 2019 году Соединённые Штаты ввели санкции против венесуэльской компании PDVSA. Тогда граждане Венесуэлы имели неосторожность проголосовать на выборах не за того кандидата, которого в Вашингтоне определили в качестве демократа (кстати, где этот человек сейчас?). В итоге любые сделки с активами PDVSA общей стоимостью 7 млрд долларов были запрещены.
С точки зрения Соединённых Штатов, народное достояние Венесуэлы было спасено от Николаса Мадуро, узурпировавшего власть путём законной победы на выборах без одобрения из Вашингтона.
С точки зрения Каракаса, страну просто и без затей ограбили.
Впрочем, проблемы начались за несколько лет до этого.
Крупнейшие запасы ничего не гарантируют
Венесуэла обладает крупнейшими запасами нефти в мире – 48 млрд т, по данным BP. На втором месте – Саудовская Аравия (40,9 млрд т), на третьем – Канада (27,3 млрд т). Россия в том же рейтинге занимает шестую позицию (14,7 млрд т), уступая Ирану и Ираку, но опережая Кувейт, ОАЭ и США.
Но при таких впечатляющих исходных данных Венесуэла не входит и в десятку стран по объёмам добычи. В 2022 году по этому показателю она уступила даже такому аутсайдеру нефтяного рынка как Великобритания.
Проблема Венесуэлы в том, что нефти много, но большая её часть – трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы. "Нетрадиционная" нефть стала учитываться в категории "доказанные запасы" по некоторым странам на рубеже 2000-х и 2010-х годов. И до этого момента Венесуэла со своими 14,3 млрд т занимала четвёртое место в мире (примерно на уровне Кувейта).
Потом запасы на бумаге кратно выросли. Аналогичный фокус провернули США и Канада. Но положительного влияния на объём добычи "бумажная" венесуэльская нефть не оказала.
В конце 1990-х годов производство нефти в этой стране достигло почти 3,5 млн баррелей в сутки. Но потом показатели снизились, и до середины 2010-х они держались на уровне 2,5-3 млн баррелей в сутки. В то же время и Соединённые Штаты, и Канада продемонстрировали, что нетрадиционные запасы вполне могут вовлекаться в производство. Также семимильными шагами шла глобализация. Оба этих фактора заставляли довольно оптимистично смотреть как на освоение рынка Латинской Америки в целом, так и на добычные проекты в Венесуэле, в частности.
Более чем оправданный интерес к этой стране проявляли не только американские предприятия, но и российские "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", а также китайские CNPC и Sinopec.
Но пришёл нефтяной кризис 2014 года, усугублённый для нашей страны обострившейся внешнеполитической ситуацией. Добыча в Венесуэле начала падать вместе с ценами на нефть.
Проблемное третье место
В 2014 году Венесуэла добывала 2,7 млн баррелей в сутки, в 2016-м – 2,35 млн баррелей в сутки, а в 2018-м – 1,48 млн баррелей в сутки. К прошлому году производство нефти в Венесуэле опустилось до 0,75 млн баррелей в сутки.
Объяснение столь резкому сокращению обычно находят в чрезвычайно высоких затратах на производство. Не помог даже временный подъём цен в 2018-м, так как уже в октябре того же года произошёл новый обвал, давший старт второму витку мирового кризиса на рынках углеводородного сырья.
В тот же период времени снизилось и собственное потребление нефти в Венесуэле. Что, с одной стороны, плохо. А, с другой, расширяло возможности экспорта в условиях падающей добычи.
До введения санкций в 2019 году Венесуэла успешно торговала с Индией, продавая туда порядка 400 тыс. баррелей в сутки. А также она поставляла нефть в США, где занимала третье место среди экспортёров, уступая Канаде и Мексике.
Суточные объёмы, которые шли в Соединённые Штаты из Венесуэлы, составляли от 600 тыс. до 820 тыс. баррелей. Отставание от Мексики было незначительным. А вот Канада, обеспечивавшая порядка половины всего нефтяного импорта в США, опережала венесуэльские объёмы примерно в шесть раз.
Соединённые Штаты сделали огромный рывок в плане нефтедобычи за последние 15 лет: с 5,5 млн баррелей сырой нефти в сутки в 2009-м до 13 млн баррелей в сутки к началу февраля 2014 года. Да, у США были за это время огромные провалы, также связанные с кризисом на мировом рынке и высокими затратами на извлечение. Только в октябре 2023 года местным производителям удалось достичь и незначительно превысить прежние пиковые результаты марта 2020-го.
Соединённые Штаты, наращивая добычу, увеличивают и экспорт, оставаясь нетто-импортёром сырой нефти. Проблема в том, что добыча увеличивается преимущественно за счёт лёгкой и сверхлёгкой нефти. А местные заводы строились в расчёте на средние и тяжёлые сорта. То есть часть добытого в стране чёрного золота не может быть в эффективно переработана внутри США. Надо закупать на внешних рынках тяжёлую нефть (или мазут) для смешения с собственными лёгкими сортами.
И когда США ввели санкции против Венесуэлы, им пришлось искать нового поставщика. На третье место среди экспортёров поднялась Россия. Но в 2022 году и против нашей страны были введены санкции. Что-то не так с этим третьим местом. Теперь на нём – Саудовская Аравия. За королевство боязно.
Но главное для нас в данном случае – импорт нефти (и ряда нефтепродуктов) Соединённым Штатам необходим.
Не вопрос вероятности
В США приближаются президентские выборы, на результаты которых вполне могут оказать влияние цены на бензин (важный внутриполитический фактор с точки зрения электоральных настроений), а они зависят от цен на нефть. Слишком много санкций оказалось введено против поставщиков. Особенно опасная ситуация сложилась в 2022-м после введения ограничений против России. При этом попытки договориться с некоторыми из поставщиков (Иран) успехом не увенчались.
Необходимо было предпринимать какие-то шаги, снижающие давление на рынок (прежде всего, на внутренний рынок Соединённых Штатов). И тогда начались движения навстречу Каракасу.
После того, как импорт из Венесуэлы возобновился, он практически не превышал 20% от досанкционных уровней. Но даже этого хватило, чтобы горячие головы из экспертной среды начали прогнозировать, как Венесуэла будет заливать мир нефтью и вытеснять Россию с рынка Индии. Есть два фактора, которые позволяют называть такого рода прогнозы фантазиями.
Первый – ОПЕК+. На Венесуэлу не распространяются квоты в рамках соглашения между странами, входящими в ОПЕК, и другими крупными производителями нефти. Причина кроется в кратном падении добычи, о котором мы говорили выше. Не имеет смысла сдерживать производство чёрного золота в стране, которая по тем или иным причинам не может вернуться к объёмам, добывавшемся десять лет назад. Но если Венесуэла получит юридическую и техническую возможность увеличить добычу, то на неё тут же начнут действовать ограничения в рамках ОПЕК+ . И в таком случае "залить мир нефтью" никак не получится. Коллеги за этим проследят.
Второй фактор – американские санкции. Они, по сути, не были сняты. Скорее стоит говорить о временной приостановке их действия. Любые события в Венесуэле, которые будут негативно трактоваться Вашингтоном, приведут к возврату санкций в прежнем объёме. Так, в данном случае, Соединённые Штаты оказались недовольны внутриполитическими действиями Каракаса. Якобы, руководство Венесуэлы покушается на демократию, склоняясь к тоталитаризму. А мы с вами помним, что противоборство этих сущностей, по мнению вашингтонских философов, двигает исторический процесс.
Если конкретнее, то госдепартамент США возмущён "арестом членов демократической оппозиции и отстранением кандидатов от участия в президентских выборах". В связи с этим Соединённые Штаты заявляют: "При отсутствии прогресса между Мадуро, его представителями и оппозиционной Единой платформой в частности в вопросе разрешения всем кандидатам в президенты участвовать в выборах в этом году, Соединенные Штаты не будут продлевать лицензию [приостанавливающую действие части санкций – АФ], когда срок её действия истечет 18 апреля 2024 года".
Возвращение санкций в таких условиях – это не вопрос вероятности, это вопрос времени. То есть мы не знаем только одно – когда они вернутся. Так что Венесуэле надо пользоваться моментом не для расширения присутствия на рынке Соединённых Штатов, а для дальнейшего развития отношений с Россией и Китаем.