Нефтяные доппельгангеры

Западные санкции и танкеры с российской нефтью: поймай меня, если сможешь!

Нефтяные доппельгангеры
Фото: Совкомфлот

С учетом почти полной закрытости российской официальной статистики по нефтяному экспорту, профессиональное сообщество вынуждено все больше (и безальтернативно) погружаться в условную "вселенную Bloomberg", в информационном пространстве которой идет своя бурная жизнь по своим собственным законам (примерно как во "вселенной Marvel"). В этой жизни относительно рациональная аналитика и антироссийская эмоциональная пропаганда столь густо перемешаны, что периодически возникает ощущение, что западные политики и помогающие им пропагандисты успевают перехитрить сами себя по нескольку раз за короткое время.

Bloomberg жаждет наказаний

В течение нескольких месяцев агентство Bloomberg в лице своих заметных авторов (включая главного нефтяного стратега агентства Джулиана Ли) писало о том, как успешно западные санкции приводят к выводу из активной работы танкеров, перевозящих российскую нефть. Речь идет как о собственно российских танкерах "Совкомфлота", так и о т.н. "теневом флоте", когда суда зарегистрированы в различных странах глобального Юга и Востока, зачастую там же застрахованы, обслуживаются и т.д.

Bloomberg утверждал, что американские ограничительные меры к весне 2024 года уже привели к тому из 50 танкеров, попавших под американские санкции, в работе остались только три судна. К середине лета, с учетом мер не только США, но и ЕС и Великобритании, под ограничениями оказались уже 62 танкера.

Все эти рассуждения на базе изучения данных судоходных реестров, спутниковых фотографий и прочей информации по миру, к которым имеют доступ западные информационно-аналитические агентства, сопровождались эмоциональным пересказом обещаний наиболее воинственно настроенных западных политиков начать "охоту" за российскими танкерами. Например, вслед за известным призывом британского министра иностранных дел Д. Кэмерона задерживать танкеры с российской нефтью текст на эту же тему (в жанре "позволим себе помечтать") опубликовал все тот же Джулиан Ли. В нем автор предлагает и правда попробовать предпринять жесткие рестриктивные меры против танкеров с российской нефтью, убеждая представителей глобального Юга и Востока, что эти меры нужны и им самим – чтобы защититься в том числе от экологических рисков, которые несут с собой "старые танкеры, безответственные перевозчики и безответственные страховщики".

Параллельно в западной прессе активно обсуждался сюжет о возможностях властей Дании – опять же, под предлогом "возраста и небезопасности" танкеров – останавливать суда с российской нефтью. Здесь подтягивались аргументы и о том, что Дания несет ответственность за экологическую ситуацию в своих проливах, и что против "темных перевозчиков" можно подтянуть нормы из международного права.

Оживление флота

И вот к середине июля "внезапно" выясняется – все тем же Bloomberg – что ранее выведенные из эксплуатации (из-за санкций) танкеры все же вступают снова в игру. Так, 14 июля Джулиан Ли сообщил, что уже четвертый по счету танкер "Совкомфлота" "ожил". Он был загружен нефтью в балтийском порту Приморск и направляется в Китай.

В итоге в сообщениях на тему успешной и неуспешной "погони" за российскими танкерами в информационном пространстве западных медиа и экспертных структур наблюдается своего рода, если мягко выражаться, "аналитическая дихотомия". С одной стороны, западные агентства пишут о том, что танкеры попадают под санкции, после чего на какое-то время перестают возить российскую нефть, и это есть свидетельства успеха санкций. Почти никто в мире не хочет публично признавать нарушение санкций – опять же, авторы западных агентств видят в этом проявление сохраняющихся позиций США в мире, которым открыто не хотят перечить страны глобального Юга и Востока.

С другой стороны, разоблачая схемы обхода санкций, тот же Bloomberg вынужден признавать, что сами по себе эти схемы работают и полностью прикрыть их невозможно. Хотя авторы агентства и продолжают рассуждать на тему вариантов дальнейшего "перекрытия кислорода" слишком много игроков в мире хотят (в силу экономической выгоды) продолжать работать с Россией – пусть формально этого не признавая.

Игры двойников

Среди новых или хотя бы относительно "оригинальных" схем обхода санкций крупные зарубежные агентства обнаружили, что активно применяются "танкеры-двойники".

Внешне (и для спутниковой разведки в том числе) эти суда почти неотличимы. И когда они совершают перевалку российской нефти борт-в-борт в море, доказать истинный источник происхождения нефти уже не удается. Что и нужно российской стороне, покупателям в лице нефтеперерабатывающих заводов в КНР и Индии, а также посредникам из стран глобального Юга и Востока.

Танкеры еще и отключают транспондеры, либо заставляют эти устройства давать неверную информацию. Bloomberg пишет об этом с нескрываемой интонацией сожаления, но американского влияния (и западного в целом), очевидно, не хватает, чтобы заставить покупателей и посредников в закупках российской нефти отказаться, например, от сотрудничества с судами, отключающими транспондеры.

Таков он, новый мир, где, оказывается, по факту можно жить и делать бизнес и без прямого и полноценного использования западных финансовых, информационных, страховых и прочих сервисов. "Экономический глобус" образца 2024 года сильно отличается от аналогичного "глобуса" условно 1994 года.

США и их союзникам приходится мириться с тем, что без масштабной ссоры с глобальным Югом и Востоком (а это в итоге выйдет еще дороже для западных столиц) полностью контролировать морские перевозки в мировом масштабе у них не получится. И даже "оригинальные" меры вроде военных учений западных стран (Греции, например) у своих морских границ позволяют лишь "отогнать" танкеры с российской нефтью подальше в открытое море, но не более того.

Об авторе

Станислав Митрахович
Станислав Митрахович
эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности
Все статьи автора

Статьи на тему