Нефть по $1000
Может ли удар Ирана по Израилю спровоцировать крупнейший экономический кризис
Иран нанес по Израилю удар в отместку за ранее совершенную Израилем атаку на иранскую дипломатическую миссию в Сирии. Мировой рынок нефти замер в ожидании дальнейшего развития событий. Если стороны остановятся на этой точке, то максимум, что может произойти – непродолжительный рост котировок до 100 долларов за баррель. Если же они решат продолжить обмен ударами, то мир может столкнуться с крупнейшим энергетическим кризисом, так как под ударом окажется не только 20% мировых поставок нефти, но и 20% сжиженного природного газа (СПГ).
Сценарий: "Пугало"
Со второй половины 2014 года Иран использовался в качестве пугала для мирового рынка нефти. На тот момент начался кризис перепроизводства, сырье стремительно дешевело, а в информационное пространство с завидным постоянством вбрасывались новости о грядущем снятии санкций с Ирана. Ряд экспертов предполагал, что эта страна моментально начнет вбрасывать на мировой рынок новые миллионы баррелей, которые неминуемо обрушат и без того низкие цены.
Под таким информационным давлением котировки регулярно проседали, но позже отыгрывали часть утраченных позиций.
В 2016 году с Ирана наконец были сняты санкции. Страна, как и ожидалось разумной частью экспертного сообщества, не стала бездумно наращивать добычу, чтобы обрушить рынок. Она была заинтересована в развитии нефтепереработки и внутреннего рынка нефтепродуктов. Республика увеличила производство нефти с 2015 по 2017 годы чуть более чем на 1 млн баррелей в сутки. Мировое потребление жидких углеводородов за тот же период, по оценке BP, выросло примерно на 3,5 млн баррелей в сутки.
Затем последовал возврат санкций со стороны США и Европы.
"Пугало-2"
Вновь воспользоваться Ираном в качестве пугала было решено в 2022-2023 годах. В СМИ раз за разом вбрасывались сообщения со ссылкой на "осведомленные источники" о скором возобновлении ядерной сделки и отмене санкций. Это, якобы, даст возможность Исламской республике конкурировать с Россией за азиатские рынки.
Сегодня даже самым наивным людям должно быть очевидно, что крупнейшие новостные агентства лишь выдавали желаемое за действительное. Никаких договоренностей между Вашингтоном и Тегераном по ядерной сделке за последние два года предъявить не удалось. Кстати, за это время Пекин добился выдающейся дипломатической победы – при его участии началось примирение Ирана и Саудовской Аравии. Кстати, обе эти страны – крупные экспортеры нефти на рынок КНР.
За все время, пока против Ирана действуют санкции, он поставлял на китайский рынок 0,8-1 млн баррелей в сутки.
Иными словами, из-за многолетнего санкционного давления, ограничивающего присутствие иранских объемов на мировом рынке, Исламская республика хоть и является игроком заметным, но не ключевым.
Мировой рынок сегодня пугает не сам по себе возможный конфликт между Израилем и Ираном. Мировой рынок пугает влияние этого потенциального противостояния на одну маленькую географическую точку – Ормузский пролив.
Настоящая болевая точка
У мировых рынков углеводородного сырья не так много настоящих болевых точек. Например, Красное море и Суэцкий канал являются важным маршрутом поставок углеводородов, но, если они окажутся перекрыты, экспортеры перенаправят потоки в обход Африки. Пострадают только сроки поставки.
Малаккский пролив (основная артерия, соединяющая Индийский и Тихий океаны) чуть более важен, так как через него идет значительная часть нефти, поступающей в Китай, который является сегодня крупнейшим импортером нефти. И основным драйвером развития мировой экономики.
Еще до пандемии через Малаккский пролив шло свыше 16 млн баррелей в сутки. Но и его нельзя назвать в полной мере безальтернативным маршрутом. Хотя и наиболее удобным в данном случае.
Еще менее значимым для мировых рынком углеводородов является Панамский канал.
Все эти маршруты безусловно важны, все они играют свою немалую роль в цепочке мировых поставок энергоносителей. Но ни одну из них нельзя считать безальтернативной.
Настоящая болевая точка одна – Ормузский пролив.
20% и 20%
Ормузский пролив соединяет Персидский и Оманский заливы. Он располагается между Ираном и Оманом. И перекрытие этого небольшого участка может вызвать шок и кризис мировой экономики.
В 2023 году, по данным Управления энергетической информации при Минэнерго США, через эту артерию в сутки проходило порядка 20,5 млн баррелей нефти, газового конденсата и нефтепродуктов (нефтепродукты в этом объеме занимали порядка четверти). А в целом это примерно 20% мирового рынка.
В регионе есть три нефтепровода, которые позволяют перебросить часть сырья, не используя Ормузский пролив. Они расположены в Саудовской Аравии, Иране и ОАЭ. Их совокупная мощность – порядка 9,5 млн баррелей в сутки. Притом свободные мощности составляют до 3,5 млн баррелей в сутки.
При самом благоприятном сценарии, который можно себе вообразить на случай, если вдруг Ормузский пролив окажется перекрыт, из идущих через него 20,5 млн баррелей можно будет перенаправить по альтернативным маршрутам не более 25%. И это при условии, что получится использовать наземный транспорт для перевозки нефтепродуктов.
Сколько будет стоить нефть
В 2022 году крупные аналитические организации пытались посчитать, сколько может стоить нефть, если с мирового рынка уйдет 2-3 млн баррелей российских объемов. Звучали оценки вплоть до 360 долларов за баррель. А что будет, если с мирового рынка вдруг исчезнут 15-20 млн баррелей в сутки? Возможно, цена поднимется до 150, возможно, – до 360, а возможно, – и до 1000 долларов за баррель. На данный момент мы можем только гадать.
Мало того, через этот пролив идут не только жидкие углеводороды, но и СПГ. Порядка 20% всех мировых поставок. А ведь газовые рынки только-только пришли в равновесие. Только-только наметилось восстановление в Европе.
Не будем сбрасывать со счетов возможности экономии. Так, в США могут вспомнить о практике совместных поездок. Также не будем сбрасывать со счетов нефтяные резервы в Соединенных Штатах и Китае, а также газовые запасы в подземных хранилищах Евросоюза. Но все это позволит снизить воздействие неизбежного дефицита, который возникнет в случае перекрытия Ормузского пролива, но не избежать его.
Удар получит не только нефтяная и газовая отрасли, но и смежные сектора экономики – от металлургии до автопромышленности.
В Соединенных Штатах тем временем приближаются президентские выборы. Дорогая нефть – это дорогой бензин. Дорогой бензин – это недовольные и злые избиратели . В интересах Вашингтона добиться, чтобы Израиль не предпринимал ответный удар по Ирану. Такой вариант представляется наиболее предпочтительным.
Если ближневосточный конфликт сохранится на текущем (локальном) уровне, то мировой рынок нефти в целом останется спокоен (возможны непродолжительные волнения и рост котировок до 100 долларов за баррель). Также котировки на газовых биржах Евросоюза могут продемонстрировать кратковременный рост. Но если конфликт разрастется до регионального уровня, если он поставит под удар Ормузский пролив, мировую экономику ждет страшный удар.