Российский рынок компримированного природного газа (КПГ) как моторного топлива активно развивается более десяти лет. Энергостратегия-2050 предполагает кратный рост спроса на метан в транспортном сегменте — с 2,19 млрд куб. м в 2023 году до 11,5 — 16,8 млрд куб. м в 2036-м и до 21,3 — 29,3 млрд куб. м в 2050-м. То есть сегодня по мере развития многотопливных решений, роста конкуренции между "альтернативами" значение КПГ нисколько не снизилось. Познакомимся с текущим положением дел на газомоторном рынке.
Насколько выгоден метан
Российский рынок метана как моторного топлива по итогам 2024 года достиг 2,5 млрд куб. м в год. Это около 2-3% всего топливного рынка. Метановая инфраструктура составляет около 4,5% заправочной инфраструктуры в стране.
При этом в суммарном автомобильном парке доля метановых автомобилей меньше, так как основной потребитель метана — это большегрузы. Из грузовых автомобилей природный газ использует около 4% парка, а доля легковых существенно меньше.
В целом метановый рынок характеризуется перекосом в коммерческий транспорт из-за двух существенных аспектов. Первый — более сложная по сравнению с традиционным жидким моторным топливом логистика и обслуживание. А второй — это низкая цена.
Кубометр метана в 2025 году стоит порядка 24 рублей. Средняя цена его энергетического эквивалента (литра дизеля) составляет 65 рублей. Разница в 2,7 раза. Если учесть, что топливная составляющая в тарифе на перевозки составляет 30%, получается экономия 19% затрат, то есть существенное повышение маржинальности перевозок.
Это как раз те самые "300% прибыли" (или запаса маржи в трудные времена, как сейчас, например), ради которых отдельные перевозчики готовы потерпеть даже заметные неудобства с инфраструктурой и обслуживанием. Которые, кстати, в последнее время становятся все менее критичными.
Маржинальность самой заправочной инфраструктуры не отстает. При средней цене КПГ в 24 рубля операционные затраты на кубический метр метана составляют цену кубометра газа из трубы (в среднем 9 рублей) плюс 1/3 КВт-ч электричества, которые требуются для того, чтобы его компримировать (в среднем 3 рубля). Итого ваши условно-переменные затраты составляют 12 рублей при цене 24 рубля. То есть валовая прибыль – 12 рублей с куба. При этом входящая цена регулируемая, а исходящая – по факту привязана к цене дизельного топлива как к основному конкуренту.
Вопрос для всех участников только в одном – обеспечении загрузки инфраструктуры.
Насколько велика господдержка
В рамках государственной поддержки рынка газомоторного топлива в первую очередь субсидируется создание заправочной инфраструктуры. В результате последние шесть лет наблюдается значительная динамика роста: средние темпы – 18,5% объектов в год.
В целом за последние шесть лет количество объектов инфраструктуры выросло в 2,8 раза – с 419 до 1170 метановых заправок. А средние темпы роста объема потребляемого газомоторного топлива за тот же период – 23,7% в год (потребление метана выросло с 700 млн куб. м до 2,5 млрд куб. м в год). Для сравнения, аналогичный показатель в сегменте дизельного топлива составил 2,5%, а в сегменте автобензинов – 1% в год.
При этом в государственные стратегические документы заложен и дальнейший кратный рост рынка – в среднем до 13,8 млрд куб. м ко второй половине 2030-х годов, что подразумевает среднегодовые темпы роста рынка около 18%. Такие темпы будут невозможны без дальнейшей активной государственной поддержки.
Поддержка газомоторной отрасли в настоящее время осуществляется в размере 8,7 млрд рублей в год. Из них 5,7 млрд рублей идут по линии Минпромторга на технику, а 3 млрд рублей – по линии Минэнерго.
На создание газовой заправки предоставляется субсидия в 36 млн рублей. Речь идет не только о выделенных автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), но и о многотопливных заправках (МАЗС), на которых реализуется метан, а также о реконструкции АЗС с добавлением метановых модулей. И именно этот подход к созданию газомоторной инфраструктуры в последние годы занимает основную долю.
Основные причины такого дрейфа в сторону МАЗС следующие:
- Относительная дешевизна проектов по сравнению со строительством газовых заправок с нуля. Комплект оборудования на метановую станцию укладывается в 30 млн рублей. И если вы экономите на земле, примыканиях и прочей инфраструктуре, которая на заправке уже есть, то с учетом субсидии в 36 млн вы получаете расширение существующего бизнеса фактически бесплатно.
- Привлечение дополнительной клиентской базы: через магазин сопутствующих товаров начинает проходить большее количество потребителей.
- Высокая маржинальность метана как топлива (12 рублей с куб. м). При этом условно-постоянные затраты, ФОТ и так далее вы размазываете на весь свой заправочный комплекс. То есть при добавлении метана увеличивается средняя маржинальность заправки.
Снижение доли "Газпрома"
Есть еще один интересный аспект метанового рынка – это его высокая фрагментация. Если в 2018 году фактически 90% метановой заправочной инфраструктуры принадлежало группе "Газпром", то в настоящее время вследствие взрывного роста доля "Газпрома" составляет уже 31%. И этот показатель продолжает снижаться. Ситуация такова, что в среднем на 800 частных метановых заправок около 400 владельцев. То есть в среднем один владелец метановой заправки владеет двумя объектами.
Здесь кроется еще одно очень важное отличие газомоторной инфраструктуры от классической. Метановый бизнес не зависит от топливной логистики. Если для того, чтобы зарабатывать на дизеле, вам лучше иметь сеть заправок и свою нефтебазу, чтобы самостоятельно работать с оптовыми поставками, то в случае с природным газом вы сидите напрямую "на трубе". Логистика сырья осуществляется газораспределительной компанией, входящая цена строго тарифицируется (а, следовательно, полностью предсказуема), и ваши лимиты за вами закреплены в соответствии с договором поставки.
Если вы создаете метановую заправку, то вам не нужно волноваться о логистике и ценовой конъюнктуре, не случится ли что с демпфером или эмбарго на экспорт. Ваша единственная забота – сбыт. И как следствие даже одиночные объекты становятся рентабельными по топливу.
СПГ
И напоследок немного про молодую на сегодня тему – про рынок сжиженного природного газа (СПГ) как моторного топлива. Это рынок, наверное, с наименьшей базой. По итогам 2024 года он составил 233 тыс. т, это примерно 10% от метанового рынка. То есть около 0,3% от российского топливного рынка в целом.
Но при этом среднегодовые темпы роста в сегменте СПГ составляют 60% в год.
Основные потребители – магистральные тягачи и низкопольные автобусы. А со стороны инфраструктуры он очень похож на рынок сжиженных углеводородных газов (пропан-бутана) – с развозом топлива в радиусе 300 км от газонаполнительной станции. С той лишь разницей, что для производства СПГ не нужно быть нефтяной компанией. Метан может сжижаться любым желающим при размере капитальных затрат от 300 млн рублей для 0,5 т в час или 700 млн рублей для 2 т в час.
На данный момент в сегменте СПГ действует около пятидесяти заправок на всю страну. В основном они располагаются на федеральных трассах и в крупных городах.
При этом во многих регионах источников сжиженного природного газа нет вообще, конкуренция там отсутствует. В отношении СПГ также действует программа поддержки развития инфраструктуры. Субсидия на завод по сжижению метана составляет до 150 млн рублей при стоимости оборудования в 400 млн рублей, на КриоАЗС – до 50 млн рублей при стоимости оборудования в 49 млн рублей.
Несмотря на относительно высокие капитальные затраты мы точно так же наблюдаем постепенное снижение доли крупных игроков (группы "Газпром" и "Новатэка") на этом рынке. На него заходят частные инвесторы, малый и средний бизнес, региональные топливные сети, которые начинают себя чувствовать довольно уверенно.
Сначала это были проекты промышленных компаний под собственный парк, потом первой ласточкой на топливном рынке стал завод "Донметана" (первая многотопливная АЗК и КриоАЗС в Ростовской области). А в 2025 году на рынок выйдет еще четыре частных завода.
По прогнозам Минэнерго России, к середине 2030-х годов рынок СПГ как моторного топлива будет составлять треть от рынка метана – 3,9 млн т. То есть прогнозируемые среднегодовые темпы роста рынка составляют 32,4%.
Когда в 2018 году планировалась реализация программы государственной поддержки, достаточно много дискуссий было по поводу того, что метан будет вытеснять бензин и дизель, и по-хорошему не нужно субсидировать уменьшение рынка жидкого топлива. Практика показала, что ничего подобного не происходит. Растет весь топливный рынок, так что расцветают все цветы.