Месяц ценовых рекордов

Июнь на топливном рынке выдался типичным, но высветил ряд проблем

Месяц ценовых рекордов
Фото: Hollie Adams / Getty Images

Первый летний месяц традиционно является периодом ценовых рекордов. Совокупное предложение на бирже со стороны нефтяных компаний значительно превысило рекомендуемые Министерством энергетики и Федеральной антимонопольной службой доли от производства. Однако цены на бензины марок АИ-95 и АИ-92 продолжали бить рекорды. Возможно, это было связано с уменьшением предложения в мелкооптовом звене, а возможно – с долгой неопределенностью на рынке. Кроме того, многие независимые АЗС с начала года не могли определиться, когда начинать создавать запасы, что также могло стать одним из факторов повышенного спроса в оптовом сегменте.

Дешевый рубль давит на рынок

Стоимость нефти сорта Brent показала в июне отрицательную динамику, находясь в интервале от $72 до $78 за баррель (см. рис. 1а). Наличие негативных данных о состоянии как европейской и американской, так и китайской экономик не дает расти котировкам сырьевых товаров. В то же время совместные действия стран-производителей в рамках альянса ОПЕК+ не позволяют повторять динамику 2020–2022 годов, когда стоимость нефти могла уходить в отрицательную зону.

На фоне снижения стоимости сырьевых товаров и учитывая необходимость сохранения доходов бюджета, Центральный банк России проводит кредитно-денежную политику, позволяющую сохранять рублевые доходы как экспортеров, так и государства. За счет ослабления курса рубля по отношению к мировым валютам стоимость нефти, выраженная в рублях, показала динамику, противоположную мировой, и начала расти (см. рис. 1б). Средняя стоимость Brent составила 6 тыс. рублей за баррель (45 540 рублей за тонну), в моменте доходя до 6432 рублей за баррель (48 818 рублей за тонну). При этом на внутреннем рынке стоимость сырья была примерно на 30% ниже, чем экспортные котировки. Таким образом, в целях пополнения бюджета на внутреннем рынке были созданы предпосылки к росту экспортных альтернатив и на сырье, и на нефтепродукты. Это стало основным фактором, приведшим к повышению цен на бензин и дизель.

Средняя стоимость нефти марки Urals в июне на мировых рынках составила порядка $55 за баррель.

Рис. 1а. 

Рис. 1б.

 В связи с изменением курса рубля привлекательность поставок на зарубежные рынки растет. Так, экспортная цена бензина увеличилась на 9%, дизельного топлива – на 11%. Это создает плохие тенденции как для расчета демпфера, так и для биржевого оптового рынка нефтепродуктов.

Лучше, чем в Европе

Европейский розничный рынок топлива находится в боковом движении, то есть отсутствуют тенденции как к росту, так и к падению. Стоимость бензина в июне составила чуть ниже 1,8 евро за литр, дизельного топлива – около 1,6 евро за литр (см. рис. 2).

 Рис. 2. 

 Стоимость топлива в Европе по-прежнему превышает российские показатели в два и более раз (см. рис. 3). Стоимость топлива в Европе, выраженная в рублях, значительно выросла по причине изменения курса российской валюты.

Рис. 3.

Динамика розничных цен в России более спокойная, значительные колебания отсутствуют (см. рис. 4). С момента подписания "протокола Козака" (в 2018 году) рост цен на горючее в РФ ограничен уровнем инфляции. Более того, прирост стоимости топлива за указанный период оказался на 30% меньше накопленной инфляции. Фактически для потребителя это означает удешевление бензина и дизеля по сравнению с остальными товарами. В ближайшей перспективе существенных изменений не предвидится, оптовый рынок продолжает существовать по своим законам, его связь с розничным звеном практически отсутствует. В то же время присутствует высокая вероятность снижения маржинальности работы АЗС, вплоть до отрицательных значений.

Необходимо также отметить, что в июне часть нефтеперерабатывающих заводов вышла из плановых ремонтов, что привело к росту предложения.

 Рис. 4.

 Динамика стоимости топлива по федеральным округам повторяет динамику России в целом (см. рис. 5). Самыми низкими цены на бензины АИ-92 и АИ-95 остаются в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах (в среднем на 3 рубля ниже, чем в остальных регионах). Стоимость АИ-95 в Дальневосточном и Южном федеральных округах сравнялась. Если для Дальнего Востока эта цена – обычная, то в ЮФО рост выше средних значений, скорее всего, связан с проблемами в логистике (что характерно для южного направления в летний сезон). Разница между максимальной и минимальной ценами на АИ-92 составляет 6 рублей, на АИ-95 – 4 рубля, на дизельное топливо – 15 рублей за литр. Данный дифференциал связан не столько с вопросами логистики, сколько с разным спросом в различных федеральных округах.

Рис. 5. Динамика цен на нефтепродукты по федеральным округам РФ, рублей за литр

 а)

 б)

 в)

 Ждем осени

Прошедший июнь в целом выдался типичным для первого летнего месяца – начала активного сезона отпусков. Проведение профилактических ремонтов НПЗ наложилось на период высокого спроса, свой вклад в высокую волатильность на внутреннем рынке внесла также закрытость информации о графике ремонтов. Еще одним фактором, способствующим росту ценовых рисков, – как для покупателей, так и для поставщиков – стало недостаточное использование инструментов хеджирования. Поскольку стоимость топлива на АЗС для потребителей не растет, высокие затраты на приобретение горючего на оптовом рынке создают убытки для сетей АЗС. В то же время потребителям практически не предлагается топливо с меньшей ценой и меньшими затратами – метан и СУГ, хотя их использование могло бы значительно снизить затраты в российской экономике.

Можно прогнозировать, что динамика июня сохранится до конца лета. Есть шансы, что в сентябре начнется снижение оптовых цен, но лишь при условии, что прекратится падение курса рубля по отношению к иностранным валютам, а государство не будет предпринимать новых попыток пересчитать демпфер в сторону уменьшения.