Месяц ценовых рекордов
Июнь на топливном рынке выдался типичным, но высветил ряд проблем
Первый летний месяц традиционно является периодом ценовых рекордов. Совокупное предложение на бирже со стороны нефтяных компаний значительно превысило рекомендуемые Министерством энергетики и Федеральной антимонопольной службой доли от производства. Однако цены на бензины марок АИ-95 и АИ-92 продолжали бить рекорды. Возможно, это было связано с уменьшением предложения в мелкооптовом звене, а возможно – с долгой неопределенностью на рынке. Кроме того, многие независимые АЗС с начала года не могли определиться, когда начинать создавать запасы, что также могло стать одним из факторов повышенного спроса в оптовом сегменте.
Дешевый рубль давит на рынок
Стоимость нефти сорта Brent показала в июне отрицательную динамику, находясь в интервале от $72 до $78 за баррель (см. рис. 1а). Наличие негативных данных о состоянии как европейской и американской, так и китайской экономик не дает расти котировкам сырьевых товаров. В то же время совместные действия стран-производителей в рамках альянса ОПЕК+ не позволяют повторять динамику 2020–2022 годов, когда стоимость нефти могла уходить в отрицательную зону.
На фоне снижения стоимости сырьевых товаров и учитывая необходимость сохранения доходов бюджета, Центральный банк России проводит кредитно-денежную политику, позволяющую сохранять рублевые доходы как экспортеров, так и государства. За счет ослабления курса рубля по отношению к мировым валютам стоимость нефти, выраженная в рублях, показала динамику, противоположную мировой, и начала расти (см. рис. 1б). Средняя стоимость Brent составила 6 тыс. рублей за баррель (45 540 рублей за тонну), в моменте доходя до 6432 рублей за баррель (48 818 рублей за тонну). При этом на внутреннем рынке стоимость сырья была примерно на 30% ниже, чем экспортные котировки. Таким образом, в целях пополнения бюджета на внутреннем рынке были созданы предпосылки к росту экспортных альтернатив и на сырье, и на нефтепродукты. Это стало основным фактором, приведшим к повышению цен на бензин и дизель.
Средняя стоимость нефти марки Urals в июне на мировых рынках составила порядка $55 за баррель.
Рис. 1а.
Рис. 1б.
В связи с изменением курса рубля привлекательность поставок на зарубежные рынки растет. Так, экспортная цена бензина увеличилась на 9%, дизельного топлива – на 11%. Это создает плохие тенденции как для расчета демпфера, так и для биржевого оптового рынка нефтепродуктов.
Лучше, чем в Европе
Европейский розничный рынок топлива находится в боковом движении, то есть отсутствуют тенденции как к росту, так и к падению. Стоимость бензина в июне составила чуть ниже 1,8 евро за литр, дизельного топлива – около 1,6 евро за литр (см. рис. 2).
Рис. 2.
Стоимость топлива в Европе по-прежнему превышает российские показатели в два и более раз (см. рис. 3). Стоимость топлива в Европе, выраженная в рублях, значительно выросла по причине изменения курса российской валюты.
Рис. 3.
Динамика розничных цен в России более спокойная, значительные колебания отсутствуют (см. рис. 4). С момента подписания "протокола Козака" (в 2018 году) рост цен на горючее в РФ ограничен уровнем инфляции. Более того, прирост стоимости топлива за указанный период оказался на 30% меньше накопленной инфляции. Фактически для потребителя это означает удешевление бензина и дизеля по сравнению с остальными товарами. В ближайшей перспективе существенных изменений не предвидится, оптовый рынок продолжает существовать по своим законам, его связь с розничным звеном практически отсутствует. В то же время присутствует высокая вероятность снижения маржинальности работы АЗС, вплоть до отрицательных значений.
Необходимо также отметить, что в июне часть нефтеперерабатывающих заводов вышла из плановых ремонтов, что привело к росту предложения.
Рис. 4.
Динамика стоимости топлива по федеральным округам повторяет динамику России в целом (см. рис. 5). Самыми низкими цены на бензины АИ-92 и АИ-95 остаются в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах (в среднем на 3 рубля ниже, чем в остальных регионах). Стоимость АИ-95 в Дальневосточном и Южном федеральных округах сравнялась. Если для Дальнего Востока эта цена – обычная, то в ЮФО рост выше средних значений, скорее всего, связан с проблемами в логистике (что характерно для южного направления в летний сезон). Разница между максимальной и минимальной ценами на АИ-92 составляет 6 рублей, на АИ-95 – 4 рубля, на дизельное топливо – 15 рублей за литр. Данный дифференциал связан не столько с вопросами логистики, сколько с разным спросом в различных федеральных округах.
Рис. 5. Динамика цен на нефтепродукты по федеральным округам РФ, рублей за литр
Ждем осени
Прошедший июнь в целом выдался типичным для первого летнего месяца – начала активного сезона отпусков. Проведение профилактических ремонтов НПЗ наложилось на период высокого спроса, свой вклад в высокую волатильность на внутреннем рынке внесла также закрытость информации о графике ремонтов. Еще одним фактором, способствующим росту ценовых рисков, – как для покупателей, так и для поставщиков – стало недостаточное использование инструментов хеджирования. Поскольку стоимость топлива на АЗС для потребителей не растет, высокие затраты на приобретение горючего на оптовом рынке создают убытки для сетей АЗС. В то же время потребителям практически не предлагается топливо с меньшей ценой и меньшими затратами – метан и СУГ, хотя их использование могло бы значительно снизить затраты в российской экономике.
Можно прогнозировать, что динамика июня сохранится до конца лета. Есть шансы, что в сентябре начнется снижение оптовых цен, но лишь при условии, что прекратится падение курса рубля по отношению к иностранным валютам, а государство не будет предпринимать новых попыток пересчитать демпфер в сторону уменьшения.