КТК ждет участь Nord Stream?

Сколько потерял Казахстан из-за атаки на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума

КТК ждет участь Nord Stream?
Фото: cpc.ru

В своем недавно опубликованном материале "Казахстан – щедрая нефтегазовая душа. Почему это работает только с западными нефтяными корпорациями" я отмечал: "После введения санкций против "Лукойла" я предполагал, что за всеми этими движениями стоит интерес американских корпораций к долям российской компании в "китах", которые можно будет выкупить с существенным дисконтом", а также высказывал тезис, что конечной целью физических атак на КТК и санкционного давления на "Лукойл" и "Роснефть", возможно, является вытеснение российских компаний из крупных нефтегазовых проектов в Казахстане, включая и сам нефтепровод. А 29 ноября КТК подвергся атаке безэкипажного катера (БЭКа), в результате которой было уничтожено одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ), при этом третье ВПУ находилось на ремонте.

Ошибка выжившего

В казахстанских СМИ упоминали, что это была третья атака, хотя правильнее говорить о четырех попаданиях:

  • НПС Кропоткинская была атакована 17 февраля (введена в эксплуатацию после восстановительных работ 23 мая)
  • Офис КТК в Новороссийске был атакован 24 сентября
  • 25 ноября был поврежден административный комплекс на морском терминале, где располагается Главный центр управления всей инфраструктурой нефтепровода, включая и казахстанский участок
  • 29 ноября было уничтожено ВПУ-2.

Из классики анализа мы знаем, что ограничивать количество атак 3 или 4 некорректно. "Ошибка выжившего" в случае со спасением людей дельфинами заключается в том, что для анализа и восприятия мы используем лишь известные факты, когда дельфины спасали людей, но не знаем весь массив данных, когда дельфины игнорировали людей и др.

Атак на нефтепровод, вероятнее всего, было существенно больше, ведь неизвестна конечная цель сотен или тысяч беспилотников (и катеров), сбитых в акватории Новороссийска. На БПЛА ведь нет плакатов "На КТК". Следовательно, атак/попыток было больше, чем нам известно.

По этой же причине я не развиваю в СМИ теории, мол, атаки на КТК следуют после визитов/встреч глав государств, для давления на американские переговорные позиции и т.д. – просто попаданий в цель было четыре, а попыток, полагаю, гораздо больше.

Какой ущерб?

Первоначально я подсчитал недополученную выручку от Mayday в $470 млн в месяц, из которых около трети – недополученные налоги и платежи в Национальный Фонд РК, с учетом того, что третий ВПУ будут продолжать ремонтировать, а загрузка будет осуществляться только с первого выносного причального устройства. Оно способно переваливать около 60% от общей мощности, при этом часть объемов казахстанские компании смогли бы перенаправить по другим маршрутам: Атырау-Самара, БТД, через Каспий на терминал "КазТрансОйла" в Грузии, недозагруженный нефтепровод Атасу-Алашанькоу (в КНР) и др. Возможных маршрутов, в целом, немного (об этом позже).

Получалось, что за календарный месяц совокупные потери составляли бы около $0,5 млрд.

Все ключевые новости о казахстанской нефтянке мы узнаем из официальных источников и казахстанских СМИ из зарубежных агентств, таких как Reuters или Bloomberg.

Изначально сообщалось, что после атаки ВСУ добыча нефти на Тенгизе снизилась почти на треть, а на Карачаганаке – почти на половину, что в цифрах означало падение добычи только на двух крупных месторождениях как минимум на 400 тыс. баррелей в сутки или $24 млн недополученной выручки в день.

Reuters 4 декабря со ссылкой на отраслевые источники сообщило о снижении добычи нефти и газоконденсата в Казахстане в декабре на 6%, что, по моим подсчетам, (от максимальных значений) за две недели с 29 ноября до 13 декабря означало бы выпадение 2,8-4,2 млн баррелей, которые при средних ценах в $60 за баррель составляли бы $168-252 млн. При этом нужно учитывать, что вкупе со снижением добычи нефти снижается и добыча попутного нефтяного газа (ПНГ), который затем идет на переработку и поступает на нужды промышленности и в коммунально-бытовой сектор.

Нужно, конечно, учитывать и то, что у КТК есть резервуары по маршруту нефтепровода и на морском терминале объемом около 1 млн тонн, но мы не знаем их реальную загрузку на тот момент.

В той же публикации зарубежное СМИ приводит данные источника о том, что потери при работе только одного ВПУ составляют 900 тыс. тонн в неделю, что за 12 дней означало бы упущенную выгоду в 11,3 млн баррелей на сумму $675 млн, из которых более $200 млн – налоги в бюджет и Нацфонд Казахстана.

Согласно актуальной публикации, КТК досрочно завершит ремонт ВПУ-3 к 13 декабря и сможет вернуться на прежние объемы отгрузки. КТК – словно Росомаха из Люди Х – находит ресурсы быстро регенерироваться и возвращать в строй систематически выбиваемую инфраструктуру.

При этом следует учесть и сам нанесенный ущерб, который по разным оценкам превышает $100 млн и который по каким-то причинам Казахстан не предъявил Украине и не обратился в международные инстанции, хотя нефтепровод является международным энергетическим объектом, удары по которым запрещены международными конвенциями.

Более точные расчеты я смогу привести после публикации декабрьских данных по добыче нефти и газа, однако, можно с уверенностью сказать – это ущерб и недополученная выручка на сотни миллионов долларов. Причем сейчас де-факто невозможно "прикинуть" затраты нефтяных компаний на восстановление добычи после экстренного снижения, поскольку восстановить добычу тоже стоит времени и денег.

Следует отметить, что в официальном ответе украинской стороны на протест МИД РК прозвучало: "Подчеркиваем, что никакие действия украинской стороны не направлены против Республики Казахстан или других третьих сторон <…> в рамках выверенных и стратегически обоснованных оборонных операций Силы обороны Украины системно ослабляют военно-промышленный потенциал агрессора", что звучит особенно занимательно на фоне сухих цифр: 90% отгрузки через морской терминал КТК – это нефть из Казахстана, и лишь 10% принадлежит российским компаниям.

Ранее я озвучивал, что по моему мнению, целью атаки был даже не ВПУ, а нефтяной танкер на загрузке, и последствия атаки могли бы быть гораздо существеннее и опаснее.

Альтернативные альтернативы

В 2024 году Казахстан экспортировал 68,6 млн тонн нефти при добыче 87,7 млн тонн по следующим направлениям:

  • КТК – 54,9 млн тонн (ровно 80% от экспорта, при этом 90% в этой прокачке – это нефть "китов" с Тенгиза, Кашагана и Карачаганака);
  • по нефтепроводу Атырау-Самара – 8,8 млн тонн (далее частично по северной ветке нефтепровода "Дружба");
  • Атасу-Алашанькоу (Казахстан-Китай) – 1,2 млн тонн;
  • через порт Актау – 3,6 млн тонн (далее 1,7 млн тонн в нефтепровод БТД и через морские порты Грузии);
  • транспортировка нефти ж/д – 50 тыс. тонн.

При этом следует учитывать, что ежегодно "Роснефть" поставляет по нефтепроводу в Китай 10 млн тонн, из которых около 6 млн тонн "восстанавливается" по своп-поставкам на Павлодарский нефтехимический завод.

Альтернатив КТК нет, и, конечно, быть не может. При том, что каспийское направление перегружено и не может переваливать большее количество нефти из-за обмеления Каспия (танкеры загружаются на 70-80%, чтобы не сесть на мель, а сам порт тратит десятки миллионов долларов на регулярные дноуглубительные работы), нехватки танкеров, нежелания консорциума БТД принимать большое количество сернистой нефти, смешивая ее с премиальным сортом Azeri Light, а также дороговизной этого маршрута: разница в логистике по КТК до Черного моря превышает три раза – $5 за баррель против $15 через Каспийское море.

Недозагруженным направлением является нефтепровод Казахстан – Китай, проектная мощность которого составляет 20 млн тонн в год при фактической прокачке 11,2 млн тонн в год (1,2 млн из РК + 10 млн из РФ). При этом стороны вели обсуждение об увеличении прокачки российской нефти на 2,5 млн тонн ежегодно в ближайшие десять лет.

Однако, фактически нефтепровод не соединен с крупными месторождениями иностранных консорциумов, и доставка нефти по ж/д усложняет и "удорожает" это направление. К тому же, американским и европейским компаниям эта нефть необходима не в Китае, а в Европе – на своих НПЗ. Поднебесная, в свою очередь, ранее покупала нефть на границе с дисконтом $6-8 за баррель к сорту Brent.

Реакция в казахстанских СМИ

В казахстанских СМИ, ютуб-проектах и комментариях количество сочувствующих Украине, конечно, поубавилось, но некритично. Преобладающие комментарии и реакции прозападных СМИ все же заключались не в том, почему Украина систематически наносит удары по казахстанской инфраструктуре и маршрутам транспортировки, а в том, "какая Россия плохая – не защищает наши объекты", и "за столько времени можно было давно построить альтернативу".

Несмотря на мою аналитику и многочисленные комментарии в СМИ, к сожалению, не все понимают, что КТК – это консорциум, в котором значительная часть принадлежит иностранным компаниям, и именно они решают, куда и как транспортировать добываемую в РК нефть.

Следует отметить, что 4 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел встречу с президентом Европейского Совета Антониу Коштой, по итогам которой было совместное заявление сторон. Ключевые тезисы:

  • "Большие возможности для взаимодействия имеются в сферах энергоэффективности, критически важных минералов, цифровых технологий и транспортного сообщения".
  • "В ходе переговоров были рассмотрены пути расширения транспортных и логистических связей, в том числе совместное развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута".
  • "Обсудили возможности обеспечения энергетической безопасности и стабильности поставок энергоресурсов. Достигнута договоренность о расширении сотрудничества в новых областях энергетического партнерства, таких как критически важные минералы, атомная энергетика, нефтехимия, а также возобновляемые источники энергии".

Было отмечено, что Казахстан с долей в 13% является третьим по величине поставщиком нефти в Европейский союз.

Очевидно, что разговоры ЕС о трубопроводе по дну Каспийского моря, так и останутся разговорами. Центральная Азия верит в реальные проекты с понятными инвестициями и технологическим сопровождением. Пока же альтернативные пути транспортировки являются лишь дополнением, но не полноценной альтернативой.

КТК = Nord Stream?

Можно предположить, что удары по КТК продолжатся, и вряд ли это желание одной только Украины. Ведь так или иначе такие военные операции нуждаются в спутниковом наведении, сборе и обработке разведывательной информации и др. Я полагаю, что конечной целью ставится "передел" сфер влияния в казахстанской нефтянке и основном экспортном нефтепроводе. На "Лукойл" будут давить, чтобы компания продала свои доли в Тенгизе, Карачаганаке и КТК – с дисконтом и кому нужно. С "Роснефтью" Казахстан ожидает разрешения/комментариев OFAC США по возможности дальнейшего транзита нефти в Китай (транзитные доходы около $170 млн в год).

При этом сам КТК стал настоящим дивидендным клондайком: за 2024 год акционерам было выплачено $1,3 млрд!

С точки зрения бизнеса – очень прибыльный и привлекательный актив, который в будущем будет приносить как минимум столько же дивидендов, а скорее больше, так как завершение "Программы устранения узких мест" вкупе с "Проектом будущего расширения" должны увеличить прокачку на 12 млн тонн в год.

Потенциально доля того же "Лукойла" в КТК в 12,5% могла бы быть оценена в $800 млн – $1 млрд с учетом пяти-, шестилетней окупаемости по дивидендам. Однако, сколько бы стоил КТК при существенных разрушениях и снижении объемов отгрузки? Почему мы не думаем, что конечной целью атак и санкций является повторение сценария с газопроводом "Северный поток", который взорвали и теперь, вроде бы, пытаются купить по дешевке?

Как говорится, добрым слово и пистолетом добьешься гораздо большего, чем одним добрым словом.

Буквально к моменту описания последнего абзаца стало известно "Президент РФ Владимир Путин разрешил совместному предприятию "Роснефти" и Shell сделки с принадлежащими им акциями "Каспийского трубопроводного консорциума — Р". СП владеет 7,5% в КТК.

Об авторе

Олжас Байдильдинов
Олжас Байдильдинов
член Общественного совета фонда «Самрук-Казына», член Валдайского клуба (экс-советник Министра энергетики РК)
Все статьи автора

Статьи на тему