Консалтинг и дизельный уклон

Звездная тень топового зарубежного консалтинга в нефтегазовом секторе

Консалтинг и дизельный уклон
Фото: stockphoto.com

На фоне сокращающегося производства автомобилей, работающих на дизельном топливе, а также растущей емкости мирового рынка электромобилей программы модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) требуют синхронизации с учетом оценки мирового спроса на топливо углеводородного происхождения. В сложившейся непростой ситуации российской нефтегазовой отрасли важно увеличить интервенции и повысить значимость российских нефтепродуктов и нефтехимии на мировом рынке и получить добавленную стоимость от их реализации. Для этого важна и перестройка систем похода к консалтинговым услугам как со стороны банков, так и заказчиков.

Новая консалтинговая реальность

После распада Советского Союза не только зарубежные нефтяные компании, но и зарубежный консалтинг быстро нашел свои ниши на российском нефтегазовом рынке.

Среди крупнейших зарубежных игроков, которые занимали особое место при оказании услуг в сфере аудита, налогообложения, права, финансового консультирования, управления рисками, представления маркетинговых исследований в нефтегазовом секторе, следует выделить Deloitte (Великобритания), KPMG International Limited (Нидерланды), Ernst and Young (EY) (Великобритания), PricewaterhouseCoopers PwC (Великобритания), McKinsey&Company (США). Они имели широкий доступ к отчетности российских компаний, а также возможность обобщения баз данных производственной статистики и финансовых результатов. Начиная с марта 2022 года произошло преобразование зарубежных консалтинговых брендов.

Российский бизнес McKinsey купили управляющие партнеры. В настоящее время он работает под названием "Яков и Партнеры". Компания EY объявила об уходе из России, российские офисы с 13 июля 2022 года не являются частью международной сети EY и работают под брендом "Б1".

Российский офис PwC теперь работает под брендом "Технологии доверия", KPMG – "Kept", Deloitte – "Деловые решения и технологии".

Все эти компании сохранили ведущие позиции в оказании финансово-аудиторских услуг и налоговом консультировании с фокусом на типовые или "коробочные" решения. Это значит, что они представляют стандартные решения исходя из принятой у них концепции и могут реализовывать стандартные исследования для бизнеса, используя современные маркетинговые инструменты.

Что стоит за стандартными исследованиями?

Представьте, вы нашли интересное направление для развития бизнеса и вам необходимо пройти процедуру одобрения кредита банком. Банк запрашивает исследование, несмотря на то что вы сами сделали необходимые расчеты и готовы взять на себя риски. Ваша компания закупает исследование рынка, и затем консалтинговая организация тиражирует его, предоставляя возможность инвестирования в проект не одним игроком (вами), а несколькими. Результатом таких действий может стать риск профицитного производства в будущем и неэффективности ваших инвестиций.

Российские компании для одобрения кредитных линий на протяжении постсоветского периода до 2022 года закупали исследования зарубежных консалтинговых групп, которые считались наиболее компетентными и принимались как банками, так и самими заказчиками.

При этом для открытия кредитных линий под проекты модернизации нефтепереработки были особенно востребованы исследования зарубежного консалтинга.

Это было связано с разнообразием предлагаемого оборудования и широкой линейкой выхода нефтепродуктов, требовалось обоснование целесообразности развития производств с применением технологий зарубежных лицензиаров с учетом трендов и тенденций, прежде всего, на зарубежных рынках и с учетом интервенций западного автопрома на российский рынок.

Результаты: по факту производство бензинов в России по итогам последних пять лет составило от 49% до 51% от уровня производства дизельного топлива.

В 2024-2025 годах государство было вынуждено ограничивать экспорт бензина несмотря на профицитные ресурсы российского сырья для нефтепереработки. Получается, стратегия развития мощностей по производству дизельного топлива оказалась навязанной зарубежным консалтингом и на данный момент не отражает баланс спроса?

Как возник дизельный уклон

Курс на "дизелизацию" был выбран многими российскими компаниями-собственниками в рамках программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов на основании консультаций зарубежных лицензиаров и заключений консалтинговых агентств.

Считалось, что дизельное топливо является более экологичным и экономичным относительно бензина.

Но в 2015 году грянул экологический скандал, известный как Dieselgate, в ходе которого выяснилось, что автоконцерн Volkswagen занижал выбросы своих дизельных автомобилей. В результате популярность автомобилей на дизельном топливе начала стремительно снижаться. Многие автогиганты принялись сокращать производство автомобилей, работающих на дизельном топливе.

По состоянию на 5 марта 2025 года на рынке средиземноморском стоимость бензина 10 ppm – $636,3 за тонну, а дизельного топлива 10 ppm – $643,3 за тонну, на рынке российском (по данным СПбМТСБ) стоимость бензина Регуляр-92 – 49,4 тыс. рублей за тонну, бензина Премиум-95 – 56,6 тыс. рублей за тонну и дизельного топлива межсезонного – 57,4 тыс. рублей за тонну.

Как видим, прогнозы зарубежного консалтинга относительно экономичности использования дизельного топлива относительно бензина (без учёта топливной эффективности) не сбылись.

Доступ к информационным сервисам

Завершая статью, напомним, что санкции против России привели к отключению информационных сервисов по представлению ценовой информации по контрактам на поставку нефтеналивных грузов.

Так, на фоне санкционного давления в 2022 году многие консалтинговые компании прекратили поставлять российским компаниям информацию о мировых ценах и поставках на нефтеналивные грузы. Среди них: Bloomberg, Refinitiv, Platts.

Имеющиеся факты приостановки членства российских банков, попавших под санкции, в платежных системах Visa и Mastercard продемонстрировали, что возможна блокировка карт не только за границей, но и в России. После того как Visa и Masterсard перестали принимать карты банков, попавших под западные санкции из-за присоединения Крыма к России, в 2014 году была создана Национальная система платежных карт (оператор карт "Мир") для обслуживания банковских платежей в России.

Но если замена зарубежным платежным системам была создана, то российской альтернативы иностранным нефтяным котировкам пока не существует.

В этой связи уже не первый год существует настоятельная необходимость в создании национальной системы публикации индикаторов цен на нефть, произведенную в Российской Федерации. При этом "НААНС-МЕДИА" в течение нескольких лет обеспечивает публикацию цен на нефть на всех торгуемых базисах производителей и НПЗ.

Об авторе

Тамара Сафонова
Тамара Сафонова
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора»
Все статьи автора

Статьи на тему