Какие электромобили пощадит Трамп

Трамп отменяет льготы для электромобилей, чтобы спасти Tesla?

Какие электромобили пощадит Трамп
Фото: Alex Brandon / AP

Дональд Трамп, вступив в должность президента США, рьяно взялся за работу.  В первый же день он подписал десятки указов, большинство из которых отменяли аналогичные документы его предшественника – Джо Байдена. Трампу важно было показать напор и неотвратимость существенных изменений. В энергетический сфере новому президенту также было важно продемонстрировать разворот политики Белого дома. Трамп не скрывал своего негативного отношения к возобновляемой энергетике и поддерживал традиционный ТЭК.

Символические указы

Указы, подписанные в первый день работы, носят скорее символических характер. Так он вновь вывел США из Парижского климатического соглашения. Трамп пытается нанести удар по другому сегменту "энергетического перехода" – электрокарам. Он отменил действие указа Байдена "Об укрепление американского лидерства в области чистых легковых и грузовых автомобилей" (Executive Order 14037 of August 5, 2021 (Strengthening American Leadership in Clean Cars and Trucks ).  Этот документ ставил цель: не менее 50% от всех новых продаваемых автомобилей (легковые и грузовики) в США к 2030 году должны быть электрическими (обычные электромобили, подключаемые гибриды и электромобили на топливных элементах).

Добиться поставленной цели демократическая администрация рассчитывала за счет ужесточения требований к выбросам от автомобилей и, прежде всего, выбросам парниковых газов с 2027 по 2030 годы. В итоге все машины с двигателем внутреннего сгорания просто не смогли бы удовлетворять ужесточающимся нормативам.

Отмена указа Байдена не изменит ситуацию с электромобилями в США, так как в рамках исполнения документа были приняты законы, которые изменить будет гораздо сложнее. Но даже если у команды Трампа получится, то это не решит всех проблем для традиционных автомобилей. Указ нового президента можно воспринимать лишь символическим реверансом в сторону нефтяного лобби, которое поддерживало Трампа во время избирательной кампании.

Защита компании Tesla

В США действует множество мер стимулирования покупки электромобилей. Приобретая электрокар (включая автомобили на топливных элементах,  то есть водородомобили) для личного пользования, в соответствии с  "Законом о снижении инфляции" (The Inflation Reduction Act of 2022 (Public Law 117-169) ) человек может получить налоговый вычет в размере до $7500. Так как эту выплату можно оформить сразу в адрес продавца, то фактически это сумма скидки для покупателя электрокара от государства.

Для получения этих средств автомобиль должен отвечать ряду требований: ёмкость аккумулятора – не менее 7 кВт*ч; общая масса транспортного средства – менее 14 000 фунтов (около 6,35 т). Кроме того, электротранспорт должен быть изготовлен квалифицированным производителем, соответствовать требованиям к важнейшим минералам и компонентам аккумуляторов, а также пройти окончательную сборку в Северной Америке.

Стоит обратить внимание на последний пункт. Льготы получают только те электрокары, которые собраны в США, Канаде, Мексике и Пуэрто-Рико. У компании Tesla, крупнейшим акционером и гендиректором является один из наиболее приближенных к Трампу людей Илон Маск, заводы расположены в США, Китае и Германии (предприятия в Канаде и Нидерландах производят только запчасти и компоненты, но не сами электрокары). Ранее Tesla заявляла о желании построить в Мексике гигафабрику по изготовлению электрокаров для рынка США, но в 2024 году проект был остановлен.

Также в 2024-м представители переходной команды Трампа заявляли о намерении нового президента отменить субсидирование покупки электромобилей, существующее в рамках "Закона о снижении инфляции". А Маск поддерживал эту инициативу, хотя электромобили его компании также попадают под выплаты. Трамп отменой субсидирования может угодить всем своим сторонникам. Нефтяные компании будут довольны тем, что новый президент повышает конкурентоспособность автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Tesla сможет защитить свои позиции от конкурентов. Доля других производителей электрокаров в США постепенно растет, они постепенно догоняют Tesla. От отмены льгот конкуренты Маска (General Motors, Ford, Rivian, Lucid и другие) пострадают гораздо больше, чем он.

Всё будет США

Отмена субсидирования продажи электрокаров также позволит защитить Tesla от гораздо более мощного конкурента – китайской BYD, которая в 2024 году объявила о намерении построить свой завод в Мексике. Аналогичные планы имеют и другие производители электромобилей: Kia, BMW, Stellantis и китайская Solarever Electric Vehicles (SEV). Планы китайских компаний обусловлены тем, что в 2024-м США подняли импортную пошлину на электрокары из КНР до 100%.

В итоге Мексика может стать каналом захода в США дешевых электромобилей, которые заберут существенную долю рынка у Tesla. Поэтому команде Трампа нужно либо отменить весь "Законом о снижении инфляции", либо скорректировать его так, чтобы в требованиях фраза про сборку электрокаров в "Северной Америке" была изменена на "США". Это укладывается и в риторику Трампа о необходимости введения импортных пошлин в отношении товаров соседних стран Канады и Мексики для изменения ситуации с торговым балансом.

Таким образом, борьба Трампа против электромобилей в реальности может оказаться только перераспределением внутреннего рынка между конкурирующими производителями. В США, по данным Международного энергетического агентства, действует 41 мера поддержки развития электротранспорта (на общенациональном уровне и на уровне штатов).

Нефтяная отрасль также получит определенную выгоду от отмены субсидирования электромобилей, но преувеличивать значение этих мер не стоит. По данным МЭА, в 2023 году электрокары вытеснили с мирового рынка только около 0,7 млн баррелей нефти в сутки. С другой стороны, ажиотаж вокруг этого сегмента транспорта стал снижаться на различных рынках. Например, в Европе объём продаж классических ("чистых") электромобилей в 2024 году снизился на 5,9%, а подключаемых гибридов – на 6,8%.

В США пока нет данных за весь 2024 год, но в его начале произошло снижение продаж электромобилей с аккумулятором с 8,1% от общего объема рынка новых автомобилей в сегменте LDV (light duty vehicle) в четвёртом квартале 2023 года до 7% в первом квартале 2024-го.

Снижение интереса покупателей к электромобилям может заставить компании, производящие как электрокары, так и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, переключить внимание на свой классический рынок.

Об авторе

Игорь Юшков
Игорь Юшков
ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Статьи на тему