Ход за ОПЕК+

Каким будет решение мониторингового комитета в условиях западных ограничений на нефть из РФ

Ход за ОПЕК+

В октябре 2022 года министры стран – членов альянса ОПЕК+ решили встречаться не каждый месяц, а раз в полгода. Заседания мониторинговых комитетов решено проводить раз в два месяца. Впрочем, как отмечал в декабре вице-премьер Александр Новак, в случае необходимости альянс всегда может провести внеочередную встречу для корректировки ситуации на рынке. Как известно, в мониторинговый комитет входят восемь стран из 23 участвующих в соглашении ОПЕК+. Это Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Алжир, Венесуэла и Казахстан. Именно этим участникам соглашения придется 1 февраля оценить состояние рынка в условиях ограничений на российскую нефть и дать свои рекомендации по параметрам сделки.

Поживем – увидим

В начале декабря страны ОПЕК+ решили ничего не менять в своей политике и оставили неизменными параметры сделки, подтвердив октябрьское решение альянса продолжать сокращать добычу на 2 млн барр/сут. Объяснялось это неясными последствиями введения эмбарго ЕС на российскую нефть и потолка цен, которые затруднят перенаправление нефти из РФ в Азию. В целом производители заняли выжидательную позицию, так как реальные результаты от ограничительных действий Запада в отношении ресурсов из РФ можно будет оценить не раньше конца января (поскольку механизм потолка цен предусматривает переходный период). Напомним, потолок не будет применяться к нефти, закупленной сверх предельной цены, которая загружена на суда до 5 декабря и выгружена до 19 января 2023 года.

В декабре прошлого года средняя стоимость Brent практически не изменилась, оставшись на уровне ноября – $85 за баррель, в январе средние значения стоимости барреля североморской нефти упали до $81. А вот цена на Urals заметно снизилась. По сообщению Bloomberg, в начале января российская нефть продавалась по ценам в два раза ниже мировых – за $37,80 за баррель в порту Приморск.

По словам А. Новака, большой дисконт на российскую нефть по отношению к ценам на мировом рынке на данный момент связан с высокой стоимостью фрахта, но он рассчитывает на его сокращение в будущем. "Я надеюсь, что эта ситуация будет носить временный характер и дисконт со временем должен уменьшиться, как мы наблюдали это в течение 2022 года", – сказал Новак.

При этом, по его словам, Россия готова сократить добычу на 5–7% – порядка 700 тыс. барр/сут. Однако нефтяники неохотно идут на снижение добычи, что связано с технологиями консервации скважин. Длительная остановка работы скважины может привести к закупориванию пор или запарафиниванию. Кроме того, сама скважина также заглушается заливкой цемента. Чтобы возобновить добычу, необходимо установить новую буровую, пробить цементную пробку и закачать глинистый раствор с надеждой, что нефть снова начнет течь. Если это не поможет, то придется пробурить новую скважину, закачать химикаты или даже провести гидроразрыв. Все эти шаги – дорогостоящие и трудоемкие. Некоторые восстановительные работы могут идти три-четыре года.

Безусловно, потеря продуктивности происходит не всегда, иногда возможно восстановить часть добычи, используя химикаты. Но тем не менее, по различным оценкам, вывод скважины из эксплуатации стоит порядка $150 тыс., а возобновление ее работы – до $500 тыс. Поэтому легко понять, почему нефтяные компании стремятся избежать сокращения добычи.

Тем временем за океаном

А в это время первый танкер с венесуэльской нефтью впервые за несколько последних лет направился в сторону США. Еще 26 ноября власти Соединенных Штатов разрешили компании Chevron добывать нефть в Венесуэле и поставлять ее в США, и вот наконец состоялась отгрузка первой партии.

При этом против Венесуэлы до сих пор действуют санкции, их никто не отменял. Однако, поскольку США отказались от нефти из России, а убедить партнеров на Ближнем Востоке увеличить добычу не удалось, пришлось вернуться к нефти из Венесуэлы. Администрация США заявила, что венесуэльская сторона якобы не получит прибыли от продажи сырья, поскольку доходы будут направлены на погашение задолженности перед Chevron.

Кроме того, компания ConocoPhillips, покинувшая Венесуэлу после национализации ее активов в 2007 году, тоже ведет переговоры о продаже венесуэльской нефти в США, чтобы таким образом вернуть почти $10 млн, которые ей задолжал Каракас, сообщает газета Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники. В ходе предварительных переговоров ConocoPhillips предлагает вариант, который позволит ей загружать, транспортировать и продавать венесуэльскую нефть в США от имени PDVSA. Это дало бы ConocoPhillips шанс вернуть деньги и помочь США удовлетворить свои энергетические потребности, отметили источники.

В то же время коммерческие запасы нефти в США (исключая стратегический резерв) за неделю, завершившуюся 6 января, выросли на 19 млн барр., или на 4,5%, до 439,6 млн барр., следует из еженедельного обзора Управления энергетической информации Минэнерго США. Увеличение данного показателя стало максимальным с 2021 года, когда за неделю с 20 по 26 февраля запасы подскочили сразу на 21,6 млн барр. За океаном ждут снижения цен на нефть для восполнения своих стратегических резервов. Пока же Министерство энергетики США отклоняет предложения по покупке нефти, поскольку предлагаемое топливо либо слишком дорогое, либо не соответствовало требуемым спецификациям.

Поднебесная ослабляет ограничения

Китай, один из крупнейших потребителей и импортеров нефти в мире, с 8 января отменил обязательное ПЦР-тестирование на въезде в страну и централизованную изоляцию для прибывающих в КНР, таким образом усилив ожидания роста спроса на этот вид сырья.

Китайские нефтепереработчики стали активно закупать нефть перед длительными праздниками по случаю Нового года по лунному календарю, который отмечают 22 января. Китай также ослабил пограничные ограничения, что стало благом для авиаперелетов внутри страны и за рубеж. Спрос на авиационное топливо в КНР в преддверии праздников будет самым высоким за более чем полтора года.

Таким образом, вступившие в силу новые облегченные меры борьбы с коронавирусной инфекцией в КНР подвели черту под почти трехлетней политикой нулевой терпимости к COVID-19, когда китайская экономика демонстрировала самые низкие темпы роста за последние полвека. На новостях из Китая стоимость нефти сорта Brent выросла с $79 до $85 за бочку, а палата представителей США одобрила законопроект о запрете продавать Китаю нефть из стратегического резерва. Хотя многие эксперты прогнозируют, что сенат не одобрит данный законопроект, мониторинговый комитет ОПЕК+ не может не учитывать и этот фактор.

К тому же в феврале вступит в силу эмбарго на нефтепродукты из РФ и потолок цен на них, что, безусловно, окажет дополнительное давление на мировые нефтяные балансы и, в частности, усложнит ситуацию на и так напряженном дизельном рынке.

Конечно, нельзя сегодня говорить о том, что Китай полностью поборол коронавирус: какие-либо выводы можно будет делать после китайских новогодних праздников (если не в конце февраля – начале марта). Однако не исключено, что китайские НПЗ будут работать на Европу. Поэтому, возможно, в феврале мониторинговый комитет ОПЕК+ порекомендует оставить параметры сделки на прежнем уровне, а уже в апреле, когда будет ясна картина с эмбарго и потолком цен на российские ресурсы, провести новый анализ ситуации.