Государственная программа поддержки возобновляемой энергетики (ДПМ ВИЭ 1.0), призванная обеспечить экономическую целесообразность возведения в стране ветровых (ВЭС), солнечных (СЭС) и малых гидроэлектростанций (ГЭС), работает в России с 2013 года. Текущая программа поддержки ВИЭ действует до 2024 года, а в 2020-м правительство приняло решение о ее продлении до 2035 года. Помимо господдержки развитию возобновляемой энергетики в нашей стране во многом способствовал приход иностранных компаний, которые ранее уже преуспели в создании и эксплуатации объектов ВИЭ.
Результаты за 10 лет
С момента запуска ДПМ ВИЭ 1.0 в России не утихали споры вокруг возобновляемой энергетики. Продолжаются они и по сей день: сторонники говорят о системной необходимости отрасли для будущей декарбонизации российской экономики, а противники – о повышении и без того значительной нагрузки на промышленность, которая финансирует возобновляемые источники энергии через тарифные надбавки, о неподъемной стоимости электроэнергии, а также о снижении надежности энергосистемы. С уходом западных компаний из РФ скептицизм в отношении возобновляемой энергетики на российском рынке обострился, а желающих вкладываться в ВИЭ стало заметно меньше, в связи с чем перспективы отрасли по-прежнему выглядят довольно туманными.
За время реализации ДПМ ВИЭ 1.0 результаты отрасли были довольно неплохими, учитывая то, что развивалась она практически с нуля. По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), текущая установленная мощность ВИЭ-генерации в России составляет 5,84 ГВт, а с 2014 года среднегодовой темп прироста мощности достигал 15%. Доля ВИЭ в установленной мощности ЕЭС РФ также ощутимо выросла – с 0,7% в 2014-м до 2,4% в 2023 году.
Показательно и то, что практически 28% прироста установленной мощности электростанций ЕЭС РФ за последнее десятилетие (+15,1 ГВт) было обеспечено за счет ВИЭ (+4,2 ГВт). Однако для оценки реальной доли ВИЭ в выработке показатель установленной мощности нужно делить в лучшем случае на три, поскольку добиться устойчивого значения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) выше 30% на крайне зависимых от погодных условий ВЭС и СЭС сложно. К примеру, на май 2023 года доля ВИЭ в выработке составляла 0,8%. Такой показатель является крайне низким и небезосновательно вызывает критику в адрес программы ДПМ ВИЭ 2.0, реализация которой запланирована на 2025–2035 годы.
Главный вопрос противников ВИЭ: стоит ли вообще вкладываться в отрасль, если результаты ее работы для рынка неочевидны, а затраты вполне реальны? Действительно, доля ВИЭ в российской энергетике несопоставима с лидерами в области декарбонизации, но основной причиной этого является хроническое недофинансирование.
Как обстоят дела в других странах?
Для того чтобы убедиться в отставании России в сфере ВИЭ от лидеров в области декарбонизации, достаточно посмотреть на среднемировые показатели. По оценкам Energy Institute, в 2022 году ВИЭ по всему миру (без учета ГЭС) выработали 4204 ТВт·ч электроэнергии, что соответствует 15% всей сгенерированной электроэнергии – это почти в 19 раз больше показателя по РФ.
Показатели ведущих экономик по объемам возобновляемой генерации при этом практически несравнимы с российскими. К примеру, в Китае, который является флагманом "зеленой" энергетики, в мае доля ВЭС и СЭС в произведенной электроэнергии составила исторически рекордный 31%, а только за январь–май 2023 года в эксплуатацию было введено более 77 ГВт ВИЭ, то есть в 18 раз больше, чем было введено в России за 10 лет реализации программы ДПМ ВИЭ.
Демонстрируемые возобновляемой энергетикой в КНР темпы роста продолжают ошеломлять. По данным Министерства энергетики страны, по состоянию на март 2023 года крупнейшими возобновляемыми источниками электроэнергии стали СЭС. Несмотря на уже впечатляющие результаты, китайские власти призывают ускорить темпы ввода объектов ВИЭ для достижения пика по выбросам к 2030 году. На этом фоне планы на 2023 год, предполагавшие увеличение в Китае мощностей СЭС на 97 ГВт и ВЭС на 65 ГВт, с высокой вероятностью будут перевыполнены с потенциалом увеличения установленной возобновляемой мощности на более чем 200 ГВт.
Перспективы ВИЭ в России
Программа ДПМ ВИЭ 2.0, как ни грустно это признавать, едва ли в корне поменяет ситуацию с возобновляемой энергетикой в России. Объемы вводов по ней сопоставимы с ДПМ ВИЭ 1.0, в связи с чем отрасль в лучшем случае пробьет отметку в 10 ГВт к концу 2030 года. В Минэнерго РФ ранее ожидали, что до 2035 года в стране будет введено около 6,7 ГВт ВИЭ-мощности. Позднее сообщалось, что объем вводов может составить 12 ГВт. Но даже к таким цифрам тяжело подходить оптимистически, поскольку к ДПМ ВИЭ 2.0 есть несколько вопросов.
Первый – вопрос долгосрочной поддержки ВЭС и СЭС на уровне правительства. Так, в Минэнерго уже неоднократно заявляли, что после 2035 года поддержка отрасли по аналогии с программами ДПМ 1.0 и 2.0 не предусматривается. "Продлевать механизм поддержки ВИЭ после 2035 года не планируется. По крайней мере по солнечным и ветряным электростанциям точно не планируем", – заявил в июне замминистра энергетики России Павел Сниккарс.
Второй вопрос – финансы. Помимо того что финансирование ДПМ ВИЭ 2.0 было сокращено с 400 до 350 млрд рублей, ценовые параметры конкурсных отборов отдельных проектов неизбежно будут скорректированы вверх. Причин для этого много. В их числе – инфляция, уход иностранных производителей оборудования, конкурсные заявки с изначально низкими ценовыми параметрами и т. д.
В этой связи есть повод задуматься об эффективности программы ДПМ ВИЭ в целом и рассмотреть другие варианты развития отрасли. К примеру, весьма актуальными будут стимулирование спроса на "зеленую" электроэнергию со стороны реального сектора за счет совершенствования экологического законодательства и адресные меры поддержки отрасли и ее отдельных участников. На данный же момент приходится констатировать, что программа ДПМ ВИЭ не стала полным провалом, но и реального эффекта для российской электроэнергетики практически не привнесла.